30 мая 2017, 17:28

Ученые заявили о неспособности наземных систем защитить планету от астероидов

Оборудование, которое сегодня есть в распоряжении астрономов, не позволяет своевременно обнаружить космические тела небольших размеров, подобные Челябинскому метеориту, и предотвратить негативные последствия от их столкновения с Землей. Система обнаружения такого рода угрозы должна располагаться непосредственно в космосе. Об этом говорится в докладе Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России, Института астрономии РАН и Института динамики геосфер РАН, сообщило РИА «Новости».

По словам специалистов, современная аппаратура, позволяет астрономам не выпускать потенциально опасные объекты из виду, однако чем меньше объект, тем сложнее обнаружить его и удержать в поле зрения. Например, астероид 2017 BQ6, который 7 февраля этого года пролетел на расстоянии два с половиной миллиона километров от Земли, обнаружили всего за полторы недели до пролета.

Объекты диаметром менее 20 метров обнаружить еще проблематичнее. Например, Челябинский метеорит, поперечный размер которого составлял от 16 до 19 метров, астрономы не смогли бы увидеть заранее ни при каких обстоятельствах — этого не позволяет современная астрономическая техника.

Обнаружить приближающийся объект из далека не позволяет ограниченная проницающая сила обзорных телескопов, а на небольшом расстоянии этому мешает его слишком высокая скорость и очень маленькое время нахождения в атмосфере. В случае с Челябинским метеоритом визуальное наблюдение было невозможным также по той причине, что небесное тело приближалось к Земле со стороны Солнца под очень небольшим углом.

Несмотря на то, что сегодня в распоряжении астрономов, помимо оптических телескопов, есть радиотехнические средства контроля ближнего космоса, в случае с Челябинским метеоритом они также оказались неэффективны. Дальность действия самых мощных систем наблюдения не превышает 20 тысяч километров — это расстояние метеорит проходит менее чем за 20 минут, то есть, слишком маленький для реагирования промежуток времени. Кроме того, наблюдению мешает высокая скорость объекта, которая не позволяет улавливать его движение.

Ученые пришли к выводу, что на сегодняшний день человечество не может предотвратить столкновения Земли с космическими телами, подобными Челябинскому метеориту. По словам исследователей космоса, нужно делать основной упор на уменьшение ущерба от столкновения и иметь возможность своевременно предупредить о надвигающейся угрозе за несколько часов. Они подчеркнули, что днем космические тела не могут своевременно обнаружить никакие наземные средства, поэтому сегодня разработка космических инструментов их обнаружения и предупреждения столкновений с Землей оправдана.

Ранее сообщалось, что комета Энке продолжает стремительно лететь на Землю, и ее небесные тела рухнут на планету в 2022 году. Читать далее>>