25 мая 2019, 02:28

Ученые сравнили скорость перемещения песчаных дюн Земли и Марса

У Марса и Земли может быть много общностей, но процессов, которые создают песчаные дюны этих планет, среди них нет. Как именно марсианский песок движется по трещинам и ударным кратерам, долгое время было загадкой. Теперь у ученых, наконец, появилась хорошая идея.

Планетологи тщательно изучили данные о том, как ветры, разреженная атмосфера, температура и топография вместе формируют инопланетный ландшафт. И насколько он отличается от движения песка на Земле. Исследование, опубликованное Science Alert, может помочь в подготовке возможной высадки человека на Марс.

Несмотря на случающиеся время от времени на всей планете пыльные бури, марсианские ветры в целом не в состоянии сдвигать столько песка, сколько предполагалось. Это происходит потому, что атмосфера планеты тонкая и слабая — на самом деле, среднее атмосферное давление на поверхности Марса составляет всего 0,6% от земного показателя на уровне моря. В свою очередь, это делает ветры Красной планеты довольно слабыми.

«На Марсе просто не хватает энергии ветра, чтобы перемещать значительное количество материала по поверхности. Там может потребоваться два года, чтобы увидеть то же движение, которое вы обычно видите за сезон на Земле», — пояснил ученый Мэтью Хойнаки из лаборатории Луны и планет Аризонского университета.

Планетологи не были уверены, что марсианские пески все еще активно перемещаются. Крупномасштабные формы рельефа — лучшие места для поиска изменений, поэтому команда выбрала некоторые из них для изучения.

Были подобраны 54 дюнных поля, охватывающих 495 отдельных дюн высотой от двух до 120 метров. Затем планетологи изучили их изображения, сделанные камерой HiRISE с борта исследовательского аппарата Mars Reconnaissance Orbiter с орбиты Марса за периоды от двух до пяти лет. В результате получилась карта объемов песка и скорости миграции дюн.

«Мы хотели знать: является ли движение песка равномерным по всей планете или оно усиливается в одних регионах по сравнению с другими. Мы измерили объем и скорости, с которыми дюны движутся по поверхности Марса», — пояснил Хойнаки.

Выяснилось, что скорость миграции марсианских дюн, имеющих форму полумесяца, в среднем составляет всего полметра в год. Это — примерно в 50 раз медленнее, чем у некоторых песчаных дюн на Земле. Ученые изучали пески в различных местах, включая кратеры, трещины, каньоны, равнины и полярные бассейны. Они обнаружили, что из всех песчаных областей движение было самым сильным в трех местах.

К ним можно отнести: Большой Сирт — крупное темное пятно между северными низменностями и южными нагорьями к западу от равнины Исиды, горную цепь Геллеспонт, простирающуюся на 711 километров, а также моря песка, окружающие северный полюс Марса. Все три района очень отличаются друг от друга, за исключением двух ключевых вещей. Здесь резкие переходы в топографии и в температуре поверхности.

«Таких факторов вы найдете в геологии Земли. Земные условия отличаются от Марса. Например, грунтовые воды у поверхности или растения, растущие в этом районе, замедляют движение песка в дюнах», — подчеркнул Хойнаки.

Была также найдена еще одна область с более высокой скоростью движения песка. Правда, не с такой высокой, как первые три. Это — бассейны, заполненные яркой пылью, которые сильно отражают солнечный свет и нагревают воздух, создавая локальные конвекционные потоки, перемещающие песок.