Ученые рассказали о чудо‐планете в созвездии Девы. Она столкнулась с «мертвой звездой» и выжила | 360°

05 апреля 2019, 13:25

Чудо-планету нашли ученые в созвездии Девы. В составе небесного тела преобладают железо и никель, а год на нем равен всего двум часам. Недавно эта планета выжила после встречи с белым карликом.

Последний факт можно назвать практически невероятным, считают британские ученые. У белого карлика, рассказали они в статье журнала Science, притяжение превышает земное в 100 раз. Размеры мертвой звезды сравнимы с нашей планетой. Это грозит уничтожением любому небесному телу, если оно достаточно сблизится с карликом.

«Любой астероид или планету <…> разорвет на куски приливными силами», — рассказал Кристофер Мэнсер из Уорикского университета.

Об умении белых карликов и субкарликов «пожирать» космические объекты вроде астероидов или планет известно благодаря их свойству распределять любую поглощаемую ими материю. Действие схоже с эффектом слоеного пирога: тяжелые элементы в них «тонут», а легкие «всплывают». Присутствие обломков планет заметно по типичным линиям поглощения и излучения в спектре. Кроме того, «хищное» поведение карликов можно назвать вполне обыденным.

Исследуя поведение «мертвых звезд», Мэнсер вместе с коллегами нашли внутри газопылевого кольца, оставшегося, предположительно, после «обеда» белого карлика: твердый объект с преобладанием железа и никеля в составе.

Диаметр планеты порядка 600 километров, что делает ее сопоставимой с размерами Цереры, Весты и других тел Солнечной системы. Масса небесного тела при этом в 10-20 раз выше, поскольку материя планеты сверхплотная.

Согласно сделанному предположению, обнаруженная планета — это ядро или осколок ядра. Оно могло принадлежать более крупному каменистому миру. «Хозяином», возможно, был и небольшой газовый гигант, который оказался разрушенным белым карликом.

Специалисты считают, что схожая судьба уготована Марсу. Правда, произойдет это в далеком будущем. Запасы водорода на Солнце к тому времени будут исчерпаны, звезда станет красным гигантом и в итоге выгорит.