Ученые: предки человека жили не на земле, а на деревьях | 360°

20 января 2015, 02:38

Ученые: предки человека жили не на земле, а на деревьях

Читать 360 в

В США палеонтологи провели исследования строения найденных останков конечностей предположительно первого примата - животного Purgatorius. В результате, был сделан вывод, что предок человека жил на ветвях деревьев, а не на земле, как считалось ранее.

Данные исследования были опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, передает ТАСС.

По словам одного из исследователей, сотрудника Йельского университета Стивена Честера, в учебниках по биологической антропологии Purgatorius изображен в виде наземного примата.

"Мы надеемся, наше исследование поменяет то, что сегодня преподается студентам", - сказал он. В настоящее время происхождение приматов и их первые эволюционные шаги остаются нераскрытой тайной. Палеонтологи сходятся во мнении, что первые приматы появились на заре эры млекопитающих, 66 миллионов лет назад. Примерно тогда же возникли и все прочие отряды млекопитающих. Тогда как мнения ученых относительно прочих этапов эволюции человека разделяются.

Так, некоторые считают, что первые приматы возникли и жили в Африке, другие настаивают юго-азиатских корнях всех современных обезьян и человека, ссылаясь на недавние находки в Мьянме в Китае.

Кроме того, ученые спорят и об образе жизни приматов. Одни антропологи заявляют, что те вели наземный образ жизни и были схожи с примитивными млекопитающими эпохи динозавров, другие уверены, что приматы изначально обитали в лесах.

Разрешить эти противоречия попытались Стивен Честер вместе с палеонтологами из из различных университетов США.

Они сравнили конечности Purgatorius и более 200 видов давно вымерших и существующих представителей класса приматов, а также ближайших родичей человека – тупай и грызунов.

По словам ученых, "пургаториусы" ранее были известны только по фрагментам черепа и зубам. Этого было достаточно, чтобы отнести их к числу близких родичей приматов и определить их диету. Но ничего нельзя было узнать о их среде обитания.

Совсем недавно их коллеги обнаружили хорошо сохранившиеся фрагменты костяшек пальцев этого древнего существа. Благодаря этому удалось подтвердить его принадлежность к  приматам и выяснить его сверхдревний возраст - 65 миллионов лет. Кроме того, оказалось, что вопреки устоявшимся представлениям, они жили на ветвях деревьев.

"Кости щиколоток обладают характерными чертами подвижности, которые можно сегодня встретить только среди приматов и их ближайших родичей. Эти уникальные черты должны были позволить животному, такому как Purgatorius, вращать и подстраивать свои ноги, чтобы хватать ветки во время перелазок между деревьями", - рассказал Честер.

Он отметил, что открытие ставит под сомнение популярную идею о том, что приматы появились внезапно, в результате резкого перехода от наземного к древесному образу жизни.