facebook_pixel
  • 10 апреля 2017, 14:54

Ученые нарисовали карту будущих природных катаклизмов в России

Экологи из Института проблем экологии и эволюции РАН рассчитали изменения в ландшафте и свойстве экосистем под действием глобального потепления в европейской части России и обрисовали зоны, где вероятность природных катастроф намного больше. Статья опубликована в журнале Ecological Modeling.

Катастрофы локального или даже регионального характера, типа массовых потопов, пожаров и других стихийных бедствий, случаются в результате глобального потепления и изменений климата. Такие перепады происходят довольно резко, поэтому ученым было важно спрогнозировать периодичность таких явлений.

Ученый Юрий Пузаченко и его коллеги из Института проблем экологии и эволюции РАН разработали климатическую модель, которая помогает обнаружить наиболее уязвимые регионы на карте европейской части РФ.

Климатологи проследили, как российские леса самостоятельно управляют климатом и оценили границы работы этой саморегуляции. Сделать это авторы смогли с помощью спектрорадиометра MODIS, установленного на борту климатических спутников NASA Terra и Aqua, а также наземных станций слежения.

Оказалось, что леса, луга и болота по-разному реагируют на тепло и солнечный свет, испаряя воду. Благодаря этому глобальное потепление влияет на их рост и развитие разными путями. Это знание важно для прогноза последствий изменения климата, считают ученые.

При выходе за границы собственной системы, она становится нестабильной и меняется. Например, если после серии лесных пожаров резко повысится температура до определенной точки в этих местах, то территория леса превратится в степь. Также она может стать болотом, если выпадет критический уровень осадков. Луга тоже могут пострадать, если вода в почве будет достаточной для роста деревьев.

По мнению ученых, многие катастрофы можно предотвратить, если удерживать лес, луга и болота от пересечения этой точки «невозврата». Это сделать проще, чем ликвидировать последствия катаклизма. Таким образом, созданная модель может помочь экологам и властям определяться с местами, где необходимо принимать меры.

Новосибирские ученые ранее создали карты цунами, которые могут произойти в этом тысячелетии на побережьях Черного моря и Дальнего Востока. Читать далее >>