facebook_pixel
  • 23 марта 2018, 12:15

Ученые из России заставили нейросеть сомневаться по‐человечески

Международному научному коллективу, в составе которого есть ученые из Саратовского государственного технического университета имени Юрия Гагарина, удалось добиться сомнений от искусственной нейронной сети. Исследователи смоделировали состояние неопределенности выбора, которое человеческий мозг испытывает в момент принятия решения, сообщил журнал CHAOS.

Ученые из России заставили нейросеть сомневаться по‐человечески

В статье издания Американского института физики сказано, что ученые создали нейросеть типа «многослойный персептрон», которая позволяет распознавать состояния, возникающие при восприятии неоднозначного визуального образа.

Исследователи хотели уловить определенное состояние в общей активности головного мозга. Для этого, они проанализировали методами искусственного интеллекта и машинного обучения сигналы магнитоэнцефалограмм (МЭГ) — записи магнитной активности нейронных ансамблей мозга.

Мы смогли распознать и подробно охарактеризовать состояния неопределенности человеческого выбора в момент принятия мозгом решения. Более того, мы смогли точно измерить тот период времени, в течение которого человек колеблется и не может сделать выбор

— Александр Храмов, завкафедрой автоматизации СГТУ.

Сигналы записывали во время нейропсихологического эксперимента. Его участники должны были сконцентрироваться на изображении и принять решение по его интерпретации. Затем уже обученная сеть сигналы, соответствующие восприятию неоднозначных изображений. Выяснилось, что при этом она не раз переключала отклик. Именно это и приняли за сомнение нейросети.

Ученые полагают, что таким образом можно успешно отслеживать и сомнения живого человека в процессе выбора.

Другая группа ученых создала компьютерный алгоритм, который с высокой точностью определяет, что на самом деле чувствует человек. Для этого ему достаточно провести анализ цветовой гаммы лица испытуемого.