07 ноября 2018, 14:37

Российские химики ускорили поиск урана и редких металлов

Ученые-химики из МФТИ, «Сколтеха» и Самарского технического университета добились ускорения алгоритма USPEX, который помогает открывать соединения урана и редких металлов, а также сверхпроводники. Результаты их работы опубликованы в журнале Computer Physics Communications.

Павел Бушланов из Сколковского технологического института рассказал, что благодаря новому алгоритму процесс начинается с точки с оптимальным решением. Это значит, что результат можно обнаружить практически сразу.

Ученые обратили внимание, что все материалы устроены неслучайно. Так, ранее стало известно, что в мире существует набор из нескольких тысяч возможных способов организации атомов, на основе которых потом были созданы все 200 тысяч неорганических соединений, которые на данный момент известны науке.

Сосредоточив работу алгоритма на раннем этапе на этом наборе, исследователям удалось его ускорить в три-четыре раза. При этом, как отмечают ученые, упрощение не ограничило многообразие металлов, которое может вырабатывать алгоритм.

Алгоритм USPEX в 2004 году создал другой российский химик Артем Оганов. Он позволяет быстро и точно вычислять свойства кристаллов разных веществ при самых разных температурах и давлениях на основе химической формулы и названия элементов.

С тех пор за почти 15 лет этот алгоритм позволил открыть множество практически полезных и просто интересных веществ, в том числе чрезвычайно прочный материал из вольфрама, «идеальную взрывчатку» из атомов азота и хрома и другие вещества.