29 ноября 2018, 13:41

Первую искусственную плаценту создали британские биологи

Группа биологов из Великобритании смогла превратить стволовые клетки в миниатюрный аналог плацентарной ткани. Это позволит в будущем уменьшить число выкидышей и улучшить здоровье новорожденного, сообщил журнал Nature.

«Мы почти ничего не знаем о том, как работает плацента, так как у нас отсутствуют ее полноценные аналоги как среди модельных животных, так и в лабораториях. Нарушения в работе этого органа угрожают жизни матери и ее ребенка, начиная с токсикоза и заканчивая выкидышами», — сказала Маргарита Турко из Кембриджского университета.

Как пояснила эксперт, плацента состоит из двух типов клеток: синцитиотрофобластов и цитотрофобластов. Первый тип необходим для создания особого барьера, отделяющего кровеносную систему зародыша от организма матери. Второй вид клеток отвечает за организацию обмена веществ между ними.

Как возникают обе группы плацентарных клеток и как нарушения в их работе могут быть связаны с осложнениями, ученые точно не знают. Однако британским исследователям удалось приблизится к разгадке, пишет журнал. Специалисты создали особый «коктейль» из различных гормонов и сигнальных молекул, который заставляет стволовые клетки, содержащиеся внутри особых «ворсинок» в плаценте, становиться полноценными миниатюрными копиями органа.

Эти миниатюрные органы обладают всеми важными чертами плаценты, говорится в исследовании. В них есть оба типа клеток, а также «ворсинки», участвующие в обмене газами и питательными веществами. Кроме того, они способны сами выделять все критически важные гормоны и сигнальные молекулы.

Ожидается, что в ходе дальнейших исследований ученые смогут не только раскрыть секреты бесплодия женщин и причины развития выкидышей, но и понять, почему различные вирусы могут проникать сквозь плаценту.