15 августа 2018, 23:05

Найдены корни легенды об Атлантиде: ученые назвали точную дату извержения супервулкана Санторина

Археологам удалось установить время активизации супервулкана острова Санторин. Его взрыв стал причиной гибели критско-минойской цивилизации. Результаты работы ученых опубликовал журнал Science Advances.

Спор геологов и археологов относительно взрыва супервулкана подошел к концу. Оценки радиоуглеродного анализа и артефакты, письменные свидетельства, остатки памятников культуры сближены. Такое мнение в журнале высказала Шарлотта Пирсон из Университета Аризоны (США).

Наука, вперед!

Архипелаг Санторин был единым островом, но в конце XVII века до нашей эры извержение супервулкана раскололо остров на две части, между которыми образовалась «выемка» объемом 133 кубических километра. Как известно, природа не терпит пустоты, а потому свободное пространство было заполнено морем.

Активизиация супервулкана на Санторине стало причиной разрушительного цунами, в результате которого был затоплен Крит. Окружающие острова пережили «бомбардировку» вулканическим пеплом и обломками. Именно из-за этого, по мнению ученых, и погибла критско-минойская цивилизация. Некоторые историки не исключают, что данные события и стали истоком легенды об Атлантиде.

Шарлотта Пирсон отметила, что события происходили в эпоху античности, но более-менее точной даты ранее назвать не было возможности. Исследования артефактов, которые были обнаружены в Италии и Греции, позволили утверждать, что катаклизм случился приблизительно в начале XVI века до нашей эры. Радиоуглеродный анализ вулканического пепла из льдов Гренландии дал более раннюю дату — 1628 год до нашей эры.

Ученые объединили результаты радиоуглеродного анализа с подсчитанными годичными кольцами внутри стволов деревьев. Раньше для использования последнего метода были необходимы достаточно массивные фрагменты древесины. Пирсон и ее команда на новейших масс-спектрометрах изучили дубы Ирландии и остистые сосны Калифорнии, которыми две и пять тысяч лет соответственно. Найденные доли углерода-14 и количество годичных колец, сформированных в XVIII–XV веках до нашей эры. позволили понять, что на самом деле извержение супервулкана на Санторине, буря вулканического пепла и цунами произошли в 1600-1580 годах до нашей эры.