12 апреля 2018, 08:52

Ученые нашли ген, отвечающий за алкоголизм

Ученые из Эксетерского университета Великобритании обнаружили вариант (аллель) гена FGF21, который способствует высокому артериальному давлению и повышенному потреблению сахара и алкоголя. При этом обнаружена взаимосвязь этого же аллеля с уменьшением жировых отложений в теле человека. Об этом сообщил журнал Cell Reports.

Ген FGF21 (фактор роста фибробластов 21) — гормон, который выделяется печенью и отвечает за высокую чувствительность к инсулину. Он стимулирует поглощение глюкозы адипоцитами (жировыми клетками), понижая таким образом уровень сахара в крови. Более того, ген влияет на гипоталамус в мозге человека и подавляет желание употреблять сахар и алкоголь. Повышенный уровень гормона замечен у людей с неалкогольной жировой болезнью печени и страдающих ожирением. Эти данные указывают на невосприимчивость тканей к гормону.

Однако некоторые мутации в FGF21 могут привести к появлению аллелей с другими свойствами. Эксперты проанализировали результаты долговременного исследования UK Biobank, в котором участвовали 500 тысяч человек. Волонтеры сдавали образцы крови, слюны и мочи для выделения ДНК. Также добровольцы заполнили опросники для определения их пищевых привычек.

Специалисты выяснили, что аллель гена FGF21, обозначаемый как rs838133, обуславливает низкую активность соответствующего гормона. Это связано с высоким потреблением сахара и алкоголя и низким количеством белков и жиров.

Ученые отметили, что их исследования помогут понять, почему снижается эффективность лекарственных препаратов, направленных на тот или иной ген.

Специалисты Университета Британской Колумбии разработали специальные глазные капли, способные справиться с возникновением слепоты. Новый препарат против глаукомы будет действовать во время сна. Активное вещество капель — гидрогель. Он состоит из тысячи наночастиц каннабигерола, синтезируемого из конопли. Капли были протестированы на роговицах глаза свиньи.