• 06 ноября 2018, 21:46

Найдена древнейшая звезда Вселенной

Астрономам удалось обнаружить в созвездии Жертвенника звезду рекордно малых размеров. По убеждению ученых, это светило появилось около 13,5 миллиардов лет назад — менее полмиллиарда лет после рождения Вселенной. Вероятно, подобные объекты состоят из чистой материи, возникшей во времена Большого Взрыва, сообщило издание Astrophysical Journal.
    Найдена древнейшая звезда Вселенной

Столь древние звезды, по мнению ученых, не содержали в себе элементов тяжелее водорода и гелия, благодаря чему не имели ограничений в размерах. Их массы могли более чем в 400 раз превышать величину нашего Солнца. Однако и срок их жизни был недолог — через сотни миллионов лет, израсходовав запасы топлива, они исчезали в мощнейших вспышках сверхновых.

Останки погибших звезд наполняли материалом Вселенную. Из него позднее формировались звезды «современного» типа, в составе которых появлялось все больше тяжелых элементов.

Астрономы долгое время считали, что «древние» звезды не могли сохраниться в нашей галактике в принципе, поскольку температурный режим космического пространства существенно изменился со времени Большого Взрыва.

Авторы исследования обратили внимание на необычный спектр звездной пары, состоящей из желтого и красного карлика, расположенной в созвездии Жертвенника на расстоянии около тысячи световых лет от нас — 2MASS J1808.

Выяснилось, что масса меньшей из звезд — примерно в восемь раз меньше Солнца. Кроме того, этот объект содержит примерно в 80 тысяч раз меньше тяжелых элементов чем наше светило, учитывая разницу в размерах. Эти данные позволили приблизительно определить возраст красного карлика.

Он оказался ровесником первых звезд Вселенной. Возможно его «долголетие» можно объяснить генезисом — звезда могла возникнуть в результате отрыва части облака первичного вещества от более крупной массы. В результате возникло светило значительно меньшего размера, способное существовать не миллионы, а миллиарды лет, считают ученые.