Найдена древнейшая звезда Вселенной | 360°

06 ноября 2018, 21:46

Найдена древнейшая звезда Вселенной

Читать 360 в

Астрономам удалось обнаружить в созвездии Жертвенника звезду рекордно малых размеров. По убеждению ученых, это светило появилось около 13,5 миллиардов лет назад — менее полмиллиарда лет после рождения Вселенной. Вероятно, подобные объекты состоят из чистой материи, возникшей во времена Большого Взрыва, сообщило издание Astrophysical Journal.

Столь древние звезды, по мнению ученых, не содержали в себе элементов тяжелее водорода и гелия, благодаря чему не имели ограничений в размерах. Их массы могли более чем в 400 раз превышать величину нашего Солнца. Однако и срок их жизни был недолог – через сотни миллионов лет, израсходовав запасы топлива, они исчезали в мощнейших вспышках сверхновых.

Останки погибших звезд наполняли материалом Вселенную. Из него позднее формировались звезды «современного» типа, в составе которых появлялось все больше тяжелых элементов.

Астрономы долгое время считали, что «древние» звезды не могли сохраниться в нашей галактике в принципе, поскольку температурный режим космического пространства существенно изменился со времени Большого Взрыва.

Авторы исследования обратили внимание на необычный спектр звездной пары, состоящей из желтого и красного карлика, расположенной в созвездии Жертвенника на расстоянии около тысячи световых лет от нас — 2MASS J1808.

Выяснилось, что масса меньшей из звезд — примерно в восемь раз меньше Солнца. Кроме того, этот объект содержит примерно в 80 тысяч раз меньше тяжелых элементов чем наше светило, учитывая разницу в размерах. Эти данные позволили приблизительно определить возраст красного карлика.

Он оказался ровесником первых звезд Вселенной. Возможно его «долголетие» можно объяснить генезисом — звезда могла возникнуть в результате отрыва части облака первичного вещества от более крупной массы. В результате возникло светило значительно меньшего размера, способное существовать не миллионы, а миллиарды лет, считают ученые.