07 февраля 2015, 00:52

На Алтае обнаружена древнейшая подвеска из зубов лося

В Денисовой пещере в результате раскопок на Алтае учеными обнаружены древние подвески, изготовленные из зубов лося. В Евразии это единственный уникальный экземпляр таких подвесок, возраст которых насчитывает десятки тысяч лет, сообщает "Интерфакс".

"В настоящий момент это самая ранняя для Евразии дата для подобных вещей", - приводятся в сообщении слова ведущего научного сотрудника института археологии и этнографии (ИАЭТ) СО РАН Андрея Кривошапкина.

В этой части территории Алтая, не только в Денисовой пещере, но и в других, одновременно обитали разные подвиды древнего человека, такие как неандертальцы и денисовцы. На это указывают находки художественных изделий, обнаруженные в пещерах.

При этом костного материала человека современного типа в Денисовой пещере обнаружено не было, но наиболее яркий и хорошо выраженный верхний палеолит, связанный с этим видом, найден именно там.

Одна из гипотез ученых возможного появления данного вида искусства является возможность различать по украшениям, к какому клану принадлежал тот или иной человек.

Пока что, отмечает ученый РАН, точных сведений о том, откуда человек современного типа появился на Алтае, нет.

Денисовская пещера на Алтае стала известна после того, как в 2010 году там были обнаружены останки неизвестного до того вида людей, но кроме "денисовцев" в ней обитали и неандертальцы. Между тем, останки неандертальцев были найдены не только в Денисовой, но и соседней Чагырской пещере.

По археологическим данным, "денисовский человек" появился на Алтае после прохождения около 300-350 тыс. лет назад мощной волны миграции через Ближний Восток до южной Сибири, культура "денисовцев" больше похожа на культуру человека современного типа, чем у их современников - неандертальцев.

Палеогенетические исследования показали, что у современного человека сохранилось около 6% генов "денисовцев", эти гены обнаружены у жителей Меланезии, Папуа-Новой Гвинеи и аборигенов Австралии. Современным жителям Евразии около 4% генов достались от неандертальцев.