• Листья бука и платана нашли в Арктике

Ученые Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН в ходе изучения разреза неогеновых и четвертичных пород нашли на острове Сардах за Полярным кругом четкие отпечатки листьев теплолюбивых платана, бука, ольхи, ивы и плода магнолии, рассказали в пресс-службе института. Возраст породы достигает 25 миллионов лет.
    Листья бука и платана нашли в Арктике

Как утверждают эксперты, эта находка стала большой неожиданностью. До этого в отложениях разреза острова Сардах находили только минерализованные, обугленные древесные остатки и шишки хвойных, а также плоды американского серого ореха.

«Отпечатки листьев широколиственных деревьев в данном регионе еще никто не обнаруживал — это действительно уникальная находка», — подтвердила старший научный сотрудник лаборатории палеонтологии и стратиграфии мезозоя и кайнозоя, кандидат геолого-минералогических наук Ирина Хазина.

Листья бука и платана нашли в Арктике | Изображение 1
    Источник фото: Ирина Хазина

Много миллионов лет назад климат на нашей планете был благоприятным настолько, что даже на территории севера современной Якутии росли субтропические леса с пальмами и секвойями. Однако так далеко за Полярным кругом отпечатки листовых флор не находили. До сих пор их обнаруживали значительно южнее, например, в Дании, Великобритании, Исландии, Аляске, на севере Канады.

Листья бука и платана нашли в Арктике | Изображение 2
    Источник фото: Ирина Хазина

«Чтобы по-новому взглянуть на древний климат и его изменения, нужно точнее определить возраст пород, содержащих уникальные находки, и понять, почему растительность такого типа была распространена в столь высоких широтах. Считается, что в те времена материки уже занимали положение, близкое к современному», — рассказал кандидат геолого-минералогических наук Леонид Хазин.

Отпечаток листа платана — важное доказательство, что в раннем-среднем миоцене — 23-11 миллионов лет назад — в Арктике произрастали широколиственные леса, а значит, было тепло и влажно. Об этом говорят и другие образцы ископаемой флоры — листья бука, ольхи и ивы. Еще более удивительной находкой ученые называют плод магнолии — так далеко на севере это растение еще никто не находил.

Листья бука и платана нашли в Арктике | Изображение 3
    Отпечаток плода магнолии. Источник фото: Ирина Хазина

«Обнаруженные нашими учеными уникальные образцы широколиственной флоры поменяют представление специалистов о масштабах климатических вариаций в геологической прошлом», — уверен директор ИНГГ СО РАН, доктор технических наук Игорь Ельцов.

По его утверждению, нынешнее глобальное потепление — это лишь незначительный эпизод в истории Земли. А климатические качели раскачивались в прошлом без техногенного воздействия гораздо сильнее, чем сегодня.