Якутские минералы раскрыли секрет возникновения животных на Земле | 360°

06 мая 2019, 20:17

Якутские минералы раскрыли секрет возникновения животных на Земле

Читать 360 в

Все современные многоклеточные животные появились благодаря «кембрийскому взрыву», который произошел из-за колебаний в доле кислорода и воздухе и воде. Их следы нашли в залежах карбонатов в Якутии.

Ученые выяснили, что рост разнообразия животных не был стремительным и постоянным, а перемежался с интервалами медленного роста и даже с массовыми вымираниями. Об этих процессах было известно раньше, но только теперь исследователи поняли, что их пики приходились на интервалы с высокими темпами поступления кислорода и наоборот, сообщил профессор МГУ Андрей Журавлев, говорится на сайте Nature Geoscience.

Журавлев и его коллеги изучали осадочные породы Якутии более 10 лет, которые сформировались на дне мелководных морей, существовавших на месте современной Сибири примерно 524-514 миллионов лет назад. Ученых волновало, как много тяжелых изотопов, серы-34 и углерода-13 содержали образцы этих пород. Оказалось, что изотопные циклы углерода и серы были синхронными. Такая единовременность возможна лишь при «окислении органического вещества и восстановлении сульфатов микроорганизмами». Оба процесса требуют существенных объемов кислорода.

Данные показали, что доля атмосферы резко росла и падала, снижаясь почти до нуля, а потом росла до высоких значений. Эти процессы сменяли друг друга почти каждый миллион лет — то есть мгновения по меркам геологии и эволюции. Ученые пока не могут сказать с чем были связаны колебания в концентрации кислорода.

«Кембрийский взрыв» — резкое ускорение эволюции и увеличение многообразия многоклеточных существ. В то же время появились предки червей, насекомых, рыб и позвоночных животных.