17 июня 2015, 00:04
Истребитель пятого поколения: почему Россия отстает от США в авиации
-
Форум "Армия-2015", на котором продемонстрированы возможности российского вооружения, открылся в четверг для посетителей. Многие экспонаты впервые представлены публике. Увидеть можно и истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). О том, что собой представляет этот самолет, путях развития российской и американской авиации и о том, почему новейший F-35 выставлен в разрезе в Вашингтоне, "360 Подмосковье" рассказал Герой Российской Федерации, заслуженный летчик-испытатель России Александр Гарнаев.
Многоцелевой истребитель пятого поколения Т-50 в подмосковном Жуковском. Фото: Александр Вильф\РИА Новости
– Что собой представляет российский истребитель пятого поколения и есть ли у него аналоги?
– Т-50 по внешнему виду и по тактико-техническим заданным характеристикам является аналогом американского F-22 Raptor. Только он идет с большим отставанием. "Рапторов" уже сделали около 200 штук, американцы закончили его производство и перешли на следующие истребители. А у нас он еще только в опытных экземплярах летает, крупносерийное производство даже не начато. Но, тем не менее, он аналогичен "Раптору" и по внешнему виду на него похож. Сравнивать их довольно сложно, потому что уже начиная с этого самого пресловутого пятого поколения развитие боевой авиации пошло разными путями. Представление о том, что можно судить о боевых и уж тем более об эксплуатационных возможностях самолета по его внешнему виду и по кульбитам, которые он выполняет во время авиашоу, – устаревшее. Моя точка зрения такова, что все эти циркачества с так называемой сверхманевренностью больше на потеху зрителям. Но они стоят очень дорого, это лишний вес, который самолет таскает с собой вместо полезной нагрузки, это уменьшение ресурса. Например, на F-22 кульбиты с управляемым вектором тяги, когда самолет как бы ломает свою траекторию вопреки законам физики, довольно ограничены не потому, что американцы не могут это сделать, а потому что, видимо, они считают это ненужным. И не пошли слишком далеко.
Истребитель ПАК ФА Т-50 на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2013 в подмосковном Жуковском. Фото: Алексей Филиппов\РИА Новости
– При разработке Т-50, получается, этому аспекту уделялось много внимания?
– Да, и может быть, это оправданно. Согласно концепции, которая до сих пор бытует в России и которую активно поддерживают исследовательские центры представителя заказчика (Министерства обороны России), в современной боевой авиации в случае крупномасштабного боевого противостояния, достаточно большое боевое значение будет иметь именно ближний воздушный бой. И в этом случае эти качества дают Т-50 большие преимущества.
Фото: Станислав Сырецких\РИА Новости
Это видно специалисту при одном взгляде на самолет. У "Раптора" рули направления на вертикальном оперении, а у Т-50 цельноповоротные поверхности, которые включены в контр электро-дистанционной системы управления. И сразу понятно, что такие мощные управляющие поверхности в поперечном канале нужны только для обеспечения устойчивости управляемости на сверхбольших углах атаки. Следовательно, Т-50 нацелен на такие маневры, а F-22 просто не нацелен.
Самолет Т-50 во время авиашоу на воздушном празднике в подмосковном Жуковском посвященном 100-летию Военно-воздушных сил России. Фото: Виталий Белоусов\РИА Новости
– Как на сегодняшний день развивается боевая авиация?
– По-разному развивается и идет в разных направлениях. Все ветераны, генералы привыкли со времен Великой Отечественной войны проводить аналогии между Фокке-Вульфами и Лавочкиными, между Мессершмиттами и ЯК-3, ЯК-9. Примерно одинаковые задачи решались примерно одинаковыми технологическими путями, поэтому внешне самолеты получались похожими. А на самом деле разница не только в технологиях, но и в том, что в принципе задачи, стоящие перед боевой авиацией, различны. Концепция американцев состоит в том, что боевая авиация, то есть сами самолеты, – это пятая, шестая, седьмая строчка среди пунктов концепции боевого применения. У них там примерно первые три строчки занимает информационное обеспечение: все виды разведки, противодействия и получения информации и ее целеуказания. Начиная со сверхпродвинутых радиоэлектронных и космических видов разведки, заканчивая агентурными, и так далее. Затем обработка этой информации, а потом уже идут очень высокоточные средства поражения. То есть, когда ясны цели, которые нужно поразить, и поразить как можно точнее. Поэтому очень большое внимание уделяется бортовым средствам целеуказания и самому вооружению. А вот после решения всех этих задач на пятом-седьмом месте стоит то, с чего это вооружение будет применяться.
Что готовит гостям форум "Армия-2015"
В конце концов, самая главная цель боевой авиации это поражать цель, а не удивлять зрителей на авиашоу. И под такие высокотехнологичные высокоточные боеприпасы уже адаптируются боевые носители. И с большим удивлением те же американцы и советские авиастроители тоже вдруг начинают осознавать, что если отработать хорошую систему целеуказания и хороший новый высокоточный боеприпас средства вооружения, то под него можно модернизировать очень старые летательные аппараты и вполне эффективно их применять. Это очень активно сейчас применяется и американцами, и у нас тоже, то есть модернизация существующего парка под новые средства вооружения, при этом боевая эффективность сравнимо совершенствуется. Поэтому какие кульбиты делает новый самолет на авиашоу, для профессионалов совсем не важно.
Истребитель ПАК ФА Т-50 во время демонстрационного полета на Международном авиационно-космическом салоне МАКС - 2013 в Жуковском. Фото: Алексей Филиппов\РИА Новости
– Существуют ли изъяны в концепции американских ВВС?
– Да. У американцев выстроена очень сложная концепция, у которой есть свои изъяны. Самый главный недостаток в ней то, что она американская и для американцев. В таком виде она может применяться в военных конфликтах, в которых США сами принимают участие. Они не могут поставить весь комплекс кому бы то ни было. Они же не могут поставить "Раптор" для участия в каком-то локальном конфликте вместе со всем комплексом услуг, начиная от космической разведки и далее по тексту. Получается, что этот сложный комплекс, экспортированный в какой-то локальный конфликт, не полностью будет эксплуатировать свои боевые возможности. В этом смысле российская концепция с точки зрения экспортных возможностей может быть в чуть более выигрышном положении.
– Почему вы сказали "может быть"?
– Потому что все, что я сказал, касается нашего самолета пятого поколения Т-50 и американского F-22. А теперь самое главное. "Раптор" американцы уже прекратили выпускать. И они сейчас строят совершенно новое поколение истребителей, назовите его как угодно – шестое, седьмое. А это технологии нам совершенное неведомые. У нас даже опытных разработок таких нет. Более того, как американцы сами считают, никто их в этом смысле догнать не может. Для меня было очень большим сюрпризом увидеть в разрезе самолет F-35, который еще новее "Раптора", в музее в Вашингтоне. Стоит отдельно самолет, отдельно его уникальная силовая установка в разрезе. Любой желающий может подойти, потрогать, сфотографировать. Никогда такого не было, чтобы сверхновейшие разработки выставляли в совершенно открытый доступ круглый год и круглые сутки. Это делается только в том случае, когда технологии уходят настолько далеко, что они просто недостижимы и нет опасения, что их кто-то скопирует. Поэтому все рассуждения про аналогию Т-50 и F-22 – это тоже уже вчерашний день.
Реклама
Реклама