15 ноября 2016, 21:58

Древнейшие следы металлургии на планете найдены учеными в Пакистане

Внутри одного из амулетов бронзового века, обнаруженного в Пакистане, ученые впервые нашли следы освоения древними людьми формовочного литья. По мнению исследователей, это произошло уже шесть тысяч лет назад, сообщило издание Nature Communications.

Первое знакомство человечества с металлами вместе с осознанием их полезных свойств произошло около 40 тысяч лет назад. Но умение использовать новый материал для изготовления орудий труда, особенно с помощью выплавки появились гораздо позже. Человечество стало делать это примерно 7−5 тысяч лет назад.

По словам ученых, первые орудия труда и украшения были довольно примитивными и единственными в своем роде, больше напоминая каменные, чем современные или даже средневековые. Именно поэтому большинство ученых полагало до сих пор, что сложные металлургические приемы, такие как формовочное литье, люди освоили гораздо позже.

Изучая один из самых древних образцов металлургического искусства на Земле — медный амулет, найденный в Пакистане, на стоянке Мергарх в Белуджистане в 1974 году, французские ученые выяснили, что это не совсем так. Загадочная древняя Хараппская цивилизация, существовавшая в этих местах в те времена, оставила очень похожие друг на друга по форме и размерам амулеты-бляшки. Они обладают необычно высоким качеством для своего исторического периода.

Исследуя древние артефакты при помощи мощных пучков лазера, ученые обнаружили, что бляшки из Мергарха содержат в себе соединения, похожие на следы контакта меди с органикой. Это, по словам археологов, может говорить о необычной для того времени технологии изготовления амулетов — древнейшей методики формовочного литья на Земле.

Видимо, древние металлурги лепили модель украшения из воска, затем покрывали ее глиной и обжигали конструкцию в печи. Воск плавился и вытекал, а глина спекалась, превращаясь в своеобразную форму, которую затем древние жители Мергарха использовали для изготовления амулетов, заливая чистой медью.

По возрасту артефактов из Мергарха можно предположить, что они — самый древний пример формовочного литья на Земле на сегодняшний день. А Пакистан — родина технически сложной металлургии.

Напомним, что биологам удалось случайно установить, что обычные белки, живущие в Великобритании, переносят штамм проказной палочки, вызвавшей эпидемию этой страшной болезни в Европе в Средние века.