Астрономы впервые зафиксировали момент смерти древней звезды | 360°

11 января 2019, 18:29

Астрономы впервые зафиксировали момент смерти древней звезды

Читать 360 в

Космическая обсерватория NuSTAR впервые сфотографировала древнюю умирающую звезду — прямо перед превращением светила и черную дыру или нейтронную звезду. Работа опубликована на сайте Astrophysical Journal.

Вспышка произошла в июне 2018 года в галактике CGCG 137-068. Она расположена относительно недалеко от нашей — в созвездии Геркулеса, на расстоянии 200 миллионов световых лет от Земли. Обсерватория наблюдала взрыв примерно три дня. У вспышки была пара странностей: невероятная яркость и цвет.

Благодаря снимкам ученые смогли увидеть не только вспышку сверхновой, но и рождение черной дыры или пульсара. Конечно, фотографий появления одной из загадок космоса у ученых нет — они заметили лишь рентгеновское излучение, которое вырабатывала новорожденная черная дыра.

Это излучение, по мнению исследователей, подогрело облако из газа и пыли, возникшее после гибели звезды. Благодаря этому свет был в десятки раз сильнее, чем у обычной сверхновой. Кроме того, он гас намного медленнее, чем происходит обычно.

Космос до сих пор является загадкой для человечества, однако ученые кое-что знают о жизни в безвоздушном пространстве. Известно, что все сверхновые возникли в результате взрыва крупных звезд весом от 20 до 30 и от 40 до 50 солнечных масс. Когда у звезды заканчиваются запасы термоядерного вещества, его материя сжимается до размеров атома под действием гравитации.

Одновременно внутри звезды возникает ударная волна из-за усиления термоядерных реакций и температур, которая движется от центра в сторону краев. Эта волна достаточно мощная, чтобы остановить сжатие и обратить его вспять. Это приводит к еще одной мощной вспышке, что заканчивается появлением нейтронной звезды и огромного облака горячего газа, а также туманности.

Не так давно ученые открыли несколько крайне мощных сверхновых, которые умирают по другому сценарию: звезды, породившие их, должны были не взорваться, а сразу превратиться в черные дыры. Как раз такая вспышка случилась в созвездии Геркулеса.