16 мая 2017, 14:46

Астрономы узнали происхождение загадочных вспышек на снимках Земли с зонда NASA

Ученые NASA выяснили происхождение загадочных белых вспышек, которые можно увидеть на снимках зонда DSCOVR, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на статью в журнале Geophysical Research Letters. Причиной вспышек оказались частички льда в атмосфере Земли, которые отражают солнечный свет прямо в объективы камер зонда.

По словам ученого Центра космических полетов НАСА имени Годдарда в Гринбелте Александра Маршака, изначально исследователи предполагали, что вспышки были связаны с отражением Солнца от океана, однако на снимках белые пятна находили и над сушей. Тогда ученые пришли к выводу, что вспышки возникают в атмосфере Земли.

Зонд DSCOVR запустили в космос в феврале 2015 года. Он представляет собой один из самых современных климатических спутников NASA в Администрации океанических и атмосферных исследований США (NOAA). Он находится не на земной орбите, а в глубоком космосе, в точке, где уравновешиваются силы притяжения Земли и Солнца.

Благодаря такому расположению, зонд может следить за происходящим на Земле в целом, а также отслеживать солнечную активность и космическую «погоду». DSCOVR каждые два часа передает на Землю сделанные камерой EPIC на борту фотографии планеты и различные научные данные, которые обрабатывают специалисты NASA и NOAA.

На первых фотографиях, полученных зондом, обнаружили белые пятна и вспышки непонятного происхождения, не похожие на облака и другие возможные источники белого цвета на снимках. За последние два года на снимках с DSCOVR нашли сотни и тысячи подобных пятен, что исключает возможность того, что их причиной являются дефекты в работе камеры или излучение в космосе.

Александр Маршак и его коллеги изучили несколько сотен снимков с пятнами и проанализировали обстоятельства, при которых возникали вспышки. Оказалось, что пятна возникали и над сушей, и над океаном. При этом они были сконцентрированы в области, которая смотрела на Солнце наиболее «прямо». Зимой пятна чаще всего возникали в южном полушарии, летом — в северном, а в дни равноденствия — на экваторе.

Аналогичные вспышки возникали на снимках Земли с зонда «Галилео», сделанных почти 20 лет назад. Тогда ученые предположили, что пятна возникают из-за отражения солнечных лучей от частиц льда в атмосфере Земли. В то время не было достаточных данных для подтверждения этого предположения, но сейчас исследователи проверили гипотезу с использованием компьютерной модели атмосферы Земли и снимки DSCOVR.

Выяснилось, что причиной вспышек стали частички льда в тропосферных облаках Земли на высоте пять километров. В перистых облаках льдинки часто повернуты горизонтально к поверхности Земли, что превращает их в зеркало, отражающее солнечные лучи обратно в космос.

Ученые считают, что подобные отражения можно использовать для поиска далеких планет и оценки их пригодности для жизни. Отражаемый частичками льда свет оказывается более ярким, чем свечение самой планеты. По мнению исследователей, в спектре отражаемого света будет содержаться вся нужная информация о химическом составе атмосферы и потенциальном присутствии жизни в ней.