21 октября 2015, 03:55

Астрономы подглядели предсмертный поцелуй двух звезд

Европейская организация астрономических исследований в Южном полушарии -  международная исследовательская организация, членами которой являются 15 европейских государств и Бразилия, обнаружила необычно горячую и очень крупную двойную звезду VFTS 352, удаленную от Земли на расстояние в 160 тысяч световых лет. Звезды, составляющие систему, настолько близко расположены друг к другу, что практически соприкасаются. По мнению астрономов, систему двойной звезды неизбежно ждет драматический конец, в результате которого звезды сольются в одну гигантскую или превратятся в бинарную черную дыру.

Необычная пара звезд, которую ученые считают одной из самых крупных, молодых и горячих из всех открытых на сегодняшний день, расположена в туманности Тарантул в созвездии Золотая Рыба, которая относится к соседней с нами галактике - Большому Магеллановому Облаку. В этой области вселенной происходят процессы активного формирования звезд, поскольку она является обширной областью ионизированного водорода.

Центры звезд в системе удалены друг от друга всего на 12 миллионов километров, и, по сути, их поверхности практически перемешиваются в месте соприкосновения. Общая масса системы двойной звезды превышает массу Солнца в 57 раз, а температура поверхности раскалена до 40 тысяч градусов по Цельсию. Звезды, подобные VFTS 352, играют ключевую роль в эволюции галактик и, по мнению ученых, являются основными источниками таких элементов, как кислород. Предполагается, что одна из звезд в подобных системах - меньшая, является "звездой-вампиром", поглощающим оболочку своей более крупной соседки.

Однако в системе VFTS 352 обе звезды обладают примерно одинаковым размером, поэтому перемещения материи от одной звезды к другой не происходит, скорее речь может идти о "совместной" части материи, общей для обеих звезд. Доля этой "общей" материи оценивается учеными примерно в 30% от массы звезд.

Подобные двойные системы очень редки, поскольку время их существования относительно коротко, и поймать его довольного трудно.

"Двойная звезда VFTS 352 - самый удачный пример горячих и гигантских двойных звезд среди всех обнаруженных к настоящему времени, который даст возможность наблюдать процесс слияния звезд. Исходя из этого, стоит говорить о важности и восхитительности этого открытия!", - сообщил ведущий научный сотрудник университета Сан-Пауло Леонардо Алмейда.

Астрономы предсказывают системе двойной звезды VFTS 352 один из двух вероятных финалов. Возможно, это будет их слияние, которое, скорее всего, создаст гигантскую быстровращающуюся звезду.

"Если они продолжат быстро вращаться, то их жизнь закончится одним из самых крупных взрывов во Вселенной", - сказала руководитель научного проекта Хьюджес Сана из Левенского университета в Бельгии.

Другой вариант развития событий объяснила ведущий астрофизик проекта - Сельма де Минк из университета Амстердама.

"Если звезды перемешаются достаточно хорошо, то обе они останутся целы, и система VFTS 352 избежит объединения. Это может направить ее по совершенно новому пути развития, нехарактерному для классической эволюции звезд. Обе половины системы могут закончить свою жизнь во взрыве сверхновой, который приведет к возникновению бинарной системы черных дыр, которая будет обладать огромной гравитационной силой".

Доказательство существования этого второго эволюционного пути стало бы истинным прорывом в области звездной астрофизики. Но, независимо от как VFTS 352 закончит свой жизненный путь, эта система уже предоставила астрономам возможность впервые наблюдать малоизученные эволюционные процессы крупных двойных звездных систем.