WhatsApp как оружие политической пропаганды. Почему ЕС усиливает борьбу с фейками в преддверии выборов в Европарламент | 360°

30 января 2019, 00:01

WhatsApp как оружие политической пропаганды. Почему ЕС усиливает борьбу с фейками в преддверии выборов в Европарламент

Читать 360 в

Еврокомиссия призвала соцсети усилить борьбу с фейковыми новостями перед выборами в Европарламент. Такое решение приняли после волны дезинформации из WhatsApp. Сам мессенджер переживает второе рождение: он набрал невероятную популярность в Индии, Бразилии и Испании, оставив позади даже Facebook. И все чаще сервис используют как средство политической пропаганды, так что ему пришлось ограничить массовую рассылку. «360» разобрался, как можно победить на выборах с помощью WhatsApp.

Нашествие фейков

Сначала это были так называемые «шутки». Затем появились вирусные сообщения развлекательного характера, поздравления, которые надо «переслать 10 друзьям, и тебе улыбнется богатство». На этом этапе WhatsApp перестал быть просто мессенджером. Наряду c Facebook, которому он принадлежит, WhatsApp превратился в источник новостей. Сначала локальных, затем национальных. Тогда-то мессенджер и взяли на вооружение политические консультанты., подчеркнул в разговоре с «360» специалист по информационным технологиям, редактор сайта по борьбе с фейками AltNews Пратик Синха.

Умышленная дезинформация стала одним из наиболее популярных методов политической пропаганды в странах Азии. Все больше политтехнологов применяют его для достижения целей

Согласно последним данным, указанным в отчетности App Annie о мобильных трендах 2019 года, WhatsApp для мобильных устройств смог перегнать Facebook по количеству активных юзеров. Мессенджер занимает лидирующую позицию с сентября. С наступлением нового 2019 года ситуация не поменялась.

Причиной столь широкого распространения стал привлекательный интерфейс — WhatsApp больше всего похож на привычный телефон по функционалу и по оформлению. Зачастую он становится единственным мессенджером, которым могут овладеть непривычные к технологиям пожилые люди, считает Пратик Синха.

Это может показаться странным для молодежи, но на самом деле человеку непросто привыкнуть к соцсетям, если он раньше никогда не пользовался интернетом. Особенно в случае старшего поколения, не знакомого с соцсетями. WhatsApp проще, он больше всего похож на SMS

Еще одна причина — ужесточение политики размещения рекламы в Facebook после скандала с предполагаемым «вмешательством» России в выборы в США. Так, для публикации рекламы сейчас необходимо подтвердить личность кандидата с помощью традиционной почты.

«Под давлением общественности Марк Цукерберг был вынужден разработать дополнительные способы борьбы с непроверенными новостями и дезинформацией, так что размещать и фейки, и политические новости в Facebook стало сложно», — рассказал «360» специалист по информационной безопасности, директор социальной сети KabulJan Сохраб Гайрат.

Активистам пришлось искать новые площадки для пропаганды, и основной стал WhatsApp. Речь идет о странах, где мессенджер стал главным средством общения: это Индия, Бразилия, страны Африки и Испания.  

Массовые убийства в Индии

В Индии из-за фейковых сообщений произошли массовые убийства. В WhatsApp распространялись фейковые новости о похитителях детей, а также призывы к расправе с ними. Жители деревень в штате Мадхъя-прадеш принялись убивать незнакомцев, которые казались им подозрительными. За несколько месяцев индийские крестьяне растерзали более 20 невинных жертв. Правительство Индии обратилось к разработчикам с требованием пресечь распространение фальшивых посланий.

«В Индии месенджер используют 200 миллионов человек! И это именно активные юзеры <...> WhatsApp завладел умами просто. Это самый популярный мессенджер, особенно в сельской местности, — рассказал Пратик Синха. — Все стороны, все политические силы делают обширные сети в этом WhatsApp. Многие из этих сообщений являются фейками и дезинформацией».

Пример — сообщение о необычном знаке почтения, который президент Франции Эммануэль Макрон оказал индийскому лидеру Нарендре Моди. Якобы он дотронулся руками до его стоп — в Индии традиционно это считается жестом исключительного уважения к родителям или представителям высших сословий.

Бразильские страсти

В Бразилии в период президентских выборов в WhatsApp распространялся ложный компромат о кандидатах и многочисленные теории заговора. Это связано с тем, что в стране около 120 миллионов активных пользователей WhatsApp, то есть его используют 44% избирателей.

В WhatsApp расходятся обвинения против какого-то кандидата в преступлениях, в нарушении каких-нибудь законов — при том, что не было ни суда, ни следствия! Данные распространяются от группы к группе, чтобы избиратели перестали его поддерживать и отдали свой голос за другого

Чаще всего таким образом удается в корне изменить существующий расклад в пользу другого, менее популярного кандидата, считает эксперт. Именно это могло произойти и в Бразилии, где впервые за много лет победу одержал не левый популист, а крайне правый кандидат Жаир Болсонару. WhatsApp стал главным политическим оружием Болсонару, утверждает издание The Conversation.

Последователи будущего президента создали сотни политических групп и распространяли тысячи сообщений, картинок и мемов. По данным издания, более половины вирусных сообщений того времени из политических групп мессенджера были признаны ложными.

Так, наиболее популярной стала новость о «гей-программе», которую якобы противник Болсонару бывший министр образования Фернанду Аддад собирался ввести в начальной школе. Так он хотел «сделать из шестилетних мальчиков гомосексуалов», утверждали авторы послания. Новость распространяли сторонники Болсонару в WhatsАрр и Facebook.

Программа полового воспитания школьников у политика действительно была. Он планировал обсудить ее с другими представителями власти и законодателями, но цели «сделать из мальчиков геев» программа не предполагала. Аддад оспорил фейки в суде — и Болсонару, а также его сторонников обязали удалить часть публикаций, порочащих имя кандидата.

В ходе первого тура Аддад проиграл с результатом менее 30% голосов. Жаира Болсонару поддержали более 46% избирателей. По итогам второго тура Болсонару стал новым президентом Бразилии.

В преддверии выборов появилась еще одна фейковая новость. В соцсетях растиражировали фото известной актрисы Беатрис Сегалл со синяками на лице. Авторы поста в WhatsApp утверждали, что женщину избили сторонники Партии трудящихся, когда она пришла на митинг в поддержку Болсонару. В действительности актриса попала в автокатастрофу.

«Сделаем Испанию снова великой»

Самыми активными пользователями WhatsApp в Европе оказались жители Испании. И местные политики умело этим воспользовались. В декабре 2017 года в Андалусии правая партия Vox произвела фурор, пройдя в региональный парламент с результатом почти 11% голосов. Организация получила 12 мест. И все благодаря умелой работе с соцсетями, в первую очередь — мессенджером WhatsApp. Партия вела и активно продвигала там новостной канал. Посетителям предлагали подписаться и затем пересылать материалы из канала по своим контактам и группам.

Газеты уже мало кто читает. Люди смотрят Netflix и получают через WhatsApp. Даже не через Twitter… У сантехника или бабушки нет соцсетей, но есть WhatsАрр

«Сделаем Испанию снова великой!» — с таким лозунгом партия после регионального успеха собирается завоевать и федеральный парламент страны. На этом фоне нельзя исключить, что им удастся пробиться в Европейский парламент в будущем. Учитывая, что правые партии набирают популярность по всей Европе, можно понять обеспокоенность чиновников в Брюсселе «правым нашествием».

Еврокомиссия уже призвала Facebook, Google и Twitter усилить борьбу с фейковыми новостями, сообщает немецкое издание Handelsblatt. Примечательно, что на эти меры европейские государства пошли в преддверии выборов в Европарламент — они пройдут весной 2019 года. Озабоченность влиянием распространяющих фейки соцсетей на явку и голосование избирателей очевидна, пишет автор статьи.

Как бороться с фейками?

Для борьбы с фейковыми новостями WhatsApp ограничил  до пяти раз пересылку одного и того же сообщения одним пользователем. О новых правилах компания объявила в Джакарте. Это снизит циркуляцию ложных новостей в мессенджере. Такие меры первоначально применили в Индии после случаев массовых убийств. Теперь мессенджер распространил «практику пяти раз» на остальные страны.

Однако эксперты в сфере информационной безопасности не считают такие шаги по борьбе с фейками достаточно эффективными. Они не искоренят, а лишь замедлят распространение данных.

«Пользователь может отправить фейк в групповой чат, индивидуальный чат, в котором общаются два пользователя, или в список. При этом, если вы пошлете сообщение в пять групповых чатов, оно все равно станет доступным для тысяч пользователей» - заявил «360» специалист по информационной безопасности Пратик Синха.

Если юзер отправит одно и то же сообщение всего пять раз, но в групповые чаты, то его все равно получат 1280 человек, так как в одном чате WhatsApp допускается до 256 пользователей

Кроме того, подобные меры помешают и распространению полезной информации. Речь может идти о фотографиях пропавших детей, которые необходимо как можно скорее распространить, снимках потерявшихся животных, сообщениях о бедствиях.

Общественные деятели в Индонезии стараются привлечь внимание руководства соцсетей к сложившейся ситуации, но те предпринимают недостаточно усилий или вообще игнорируют проблему, считает исполнительный директор ICT Institute в Джакарте Херу Сутади.

«Главы мессенджеров и соцсетей даже не пытаются бороться с фейками… очень трудно добиться от них удаления хотя бы одного распространяемого сообщения», — утверждает собеседник «360». По словам специалиста, ограничение на отправку сообщений максимум в пять чатов не решает проблему, так как это распространяется лишь на функцию Forward, то есть «репост». При этом любое сообщение можно максимально распространить просто с помощью копирования и пересылки его текста.  

Власти Индонезии решили заставить Facebook и WhatsApp перенести центры хранения данных в Индонезию, чтобы быстрее справиться с проблемой фейков. Потому что все это может спровоцировать региональные конфликты между сообществами и даже гражданскую войну.

Собеседник «360» считает, что Марк Цукерберг должен нести ответственность за фейки, а не обходиться привычными извинениями. «Мы, как специалисты по IT в Индонезии, пытаемся повлиять на Facebook и WhatsApp, заставив их бороться с дезинформацией, ликвидировать каждый конкретный фейк», — заявил Херу Сутади.

А пока за дело берутся местные власти. Так, в африканской Уганде с июля ввели специальные тарифы на использование соцсетей, мессенджеров WhatsApp и Viber. Налог небольшой, всего 200 шиллингов — 1/100 доллара США. По словам президента страны Йовери Мусевени, такие меры помогут снизить распространение ложной информации.

Реклама

Реклама