19 апреля 2019, 21:05

Революция в политическом пиаре. Как Зеленский и Порошенко превратили выборы в «украинский голливуд»

Читать 360tv в

Еще никогда кино и политика не были так близки, как перед вторым туром выборов на Украине. Они стали уникальной возможностью увидеть «голливудизацию» избирательных кампаний. Ролики кандидатов все больше напоминают анонсы культовых фильмов, а «деБатл» Порошенко и Зеленского превратился в шоу на стадионе с фанатами, анонсами, роликами и даже собственным трейлером. Сможет ли народ сделать адекватный выбор в таких условиях — в материале «360».

«Битва, которая войдет в историю»

Нагнетающая музыка, самолеты, дорогие костюмы, камеры и свет, также финальный слоган: «Битва, которая войдет в историю!». Это не анонс голливудского блокбастера, а всего лишь трейлер финальных дебатов Петра Порошенко и Владимира Зеленского.

Реклама

Хотя, учитывая всеобщее ожидание, напряжение и ажиотаж, дебаты оставили позади многие киношедевры.

Что это, шутка на тему выборов, чтобы словить хайп — или выход политической пропаганды на новый уровень? С этим еще предстоит разобраться. Но пока похоже, что Украина задала новую планку для мировых политтехнологов, а также — кинорежиссеров, сценаристов, и других сотрудников индустрии кино. Шоу-бизнес и политика всегда были рядом — теперь же они полностью переплелись.

Сами же дебаты народ окрестил «деБатлом», чтобы подчеркнуть сходство с битвой рэперов. К тому же кандидаты на этот раз выбрали главный киевский стадион вместо привычной студии.

В национальном спортивном комплексе «Олимпийский» выступали такие звезды, как Madonna, RHCP, Шакира, Depeche Mode, а теперь в их рядах — Порошенко и Зеленский.

Билеты зрители раскупили примерно за сутки, сообщили на сайте debaty2019.org.ua. Масштаб тоже впечатлили: по информации МВД Украины, на дебатах ожидалось около 60 тысяч человек, безопасность обеспечивали 10 тысяч правоохранителей. Команда Зеленского подготовила фан-зону около сцены для свободного доступа всех желающих.

Политический Голливуд

Предвыборные ролики, как и политический плакат, сами по себе давно превратились в отдельный жанр политпропаганды. Но если раньше это был просто ролик, то сейчас это — снятый по всем принципам голливудского кино продукт. Доктор политических наук Дэниел Уорнер заявил «360», что «избиратель любит глазами».

Виртуальная политика заменяет реальную все больше. А актеры в шоу заменяют политиков.

Успешный политик сейчас обязан быть хорошим актером, считает эксперт. Потенциальные президенты «играют себя» в роликах, а для убедительности — не стесняются в выражениях. Так, одно из видео Зеленского начинается со слов «быдло» и «хохлы».

Порошенко не отстает. Один из последних роликов действующего президента появился в его Facebook в ночь на 19 апреля, накануне дня дебатов. В видео политик обратился к украинцам, главным образом — к тем, которые в первом туре голосовали за его конкурента Владимира Зеленского.

Именно поэтому, по словам Порошенко, он выбрал в качестве площадки для высказывания интернет. Ведь электорат конкурента — молодежь: 57% его избирателей — это люди в возрасте 18-40 лет.

Порошенко попытался и говорить на языке молодежи, правда, попытки оказались неуклюжими, и в интернете его подняли на смех. Так, своих читателей в Facebook он назвал «френдами», а в своем телеграм-канале вот так обратился к своим сторонникам.

«Гайз, каждого общаться с друзьями и знакомыми, которые в первом туре голосовали за других кандидатов!»

По словам президента, теперь он понял, что слишком мало времени уделял беседам с народом. Поэтому сейчас пытается достучаться до электората всеми средствами. Пока получается не очень.

«Музыку заказывает комик!»

Порошенко, действительно, пришлось «догонять» явно более успешную предвыборную кампанию Зеленского, прибегая к методам конкурента. Действующий президент также начал записывать качественное видео, пафосу которого позавидуют трелейры блокбастеров.

«Использую методы оппонента, и, возможно, даже выгляжу необычно. Но я этого не боюсь, если так вы меня услышите. Я не сдаюсь и не сдамся. Я буду бороться за Украину как президент, как кандидат, как гражданин», — признал Порошенко в своем ролике.

Порошенко пришлось принять правила игры от безысходности, уверен политолог из Германии Александр Рар. Слишком много людей проголосовали за актера в первом туре: Владимира Зеленского поддержали 30,24% избирателей, а действующего главу государства всего 15,95%.

Музыку на этих выборах заказывает комик Зеленский. И делает это абсолютно профессионально. Заставляет Порошенко, как медведя, плясать под свою дудочку. Выдумывает хохму и заставляет людей смеяться.

По словам Рара, это профессиональная избирательная кампания умных политтехнологов, которые придумали что-то новое. «В интернете люди говорят — наверное, лучше не будет, но хоть посмеемся до слез!», — отметил политолог.

Примечательно. что эти «голливудские технологии» появились на Украине, а не в США или Европе, откуда чаще всего кандидаты приглашают профессиональных политических консультантов.

«В закостенелой Западной Европе, где выборы проходят 70 лет по одной и той же схеме, такое, конечно, невозможно», — заявил собеседник «360».

«Самая действенная форма»

А на Украине «новое» должно было появиться обязательно. В этом уверен продюсер и руководитель студии в Нью-Джерси Андрей Лушин. В разговоре с «360» он заявил, что на Украине сейчас можно наблюдать самую действенную форму предвыборной кампании — когда нет разграничения между шоу-бизнесом и политикой.

Надо что-то было поменять! К старому формату народ привык. Это же все делается на подсознательном уровне. Есть что-то такое, что очень любите — едите, пьете. Но приедается — хочется попробовать что-то новое. Особенно в том случае, когда привычное уже не действенно

По словам Лушина, кандидаты в президенты Украины сейчас действуют «в лучших традициях японской дипломатии конца 19-го — начала 20-го веков». Политики не обещают ничего конкретного, все фразы размыты.

«Вроде бы понятно, но повторить уже не можешь, что там тебе наобещали», — отметил Лушин. Это хорошо демонстрирует один из роликов Зеленксого, где кандидат по сути говорит всего одну фразу: «Я готов».

«Зеленского возненавидят к сентябрю»

Судя по количеству проголосовавших за Зеленского, украинцам понравился его формат общения с электоратом настолько, что они забыли об отсутствии у этого кандидата политического опыта.

Владимир Зеленский не является компетентным в ключевых вопросах. Об этом в разговоре с «360» заявил украинский политолог Максим Яли.

Это было видно в передаче, когда журналисты задавали ему вопросы в свободной форме. Он не понимает, на что идет. Зато он и его штаб прекрасно проявляют себя в шоу-бизнесе.

Делая выбор на основе красивой картинки в ролике народ демонстрирует безотчетность своих действий, не задумываясь о грядущих рисках. «Очень грустно за этим наблюдать», — резюмировал политолог.

Собеседник «360» убежден, что избиратели не отделяют самого зеленского от образа его героя из сериала «Слуга народа» — учителя Василия Голобородько, ставшего президентом благодаря случайности.

За красивые ролики «Оскара» можно дать обоим кандидатам. Но что будет после победы на выборах? По словам Яли, народ склонен переходить от обожания к ненависти очень быстро: «Что и может произойти в случае с Зеленским примерно в сентябре, если он не справится с ожиданиями, а их довольно много», — отметил политолог.

Реклама

Реклама