• Недолгий раскол. Историк объяснил, что происходит между РПЦ и Константинополем

    Российский писатель и доктор исторических наук Сергей Бычков считает, что разрыв Русской православной церкви с Константинополем продлится недолго. Надежду на это он высказал в разговоре с «360».
    Недолгий раскол. Историк объяснил, что происходит между РПЦ и Константинополем

    Бычков отметил, что раскол православной церкви на Украине существует уже на протяжении 30 лет, где наряду с официальной Украинской православной церковью существуют две ветви неканонического православия. В апреле этого года президент страны Петр Порошенко, а также большинство депутатов Верховной рады обратились к Константинопольскому патриарху Варфоломею с просьбой врачевать раскол.

    Константинополь начиная с апреля медленно, но верно движется к тому, чтобы действительно преодолеть вот этот раскол и примирить три ветви украинского православия

    Сергей Бычковисторик церкви.

    По словам писателя, патриарх Варфоломей открыт для взаимодействия. Русской православной церкви было предложено принять участие в этом процессе.

    «К сожалению, наша церковь отказалась это сделать и постоянно пыталась торпедировать те примирительные процессы, которые шли на Украине», — отметил Бычков.

    Он напомнил, что во время заседания Константинопольского Синода, которое прошло 11 октября, с главы УПЦ Киевского патриархата — патриарха Филарета (Денисенко) — была снята анафема. Она была наложена на него в 1997 году РПЦ. Теперь он восстановлен в своем прежнем священном сане митрополита. Следующим шагом врачевания станет созыв Всеукраинского Собора.

    «На нем должен быть выбран предстоятель объединенной церкви, которому, видимо, патриарх Варфоломей уже вручит том об автокефалии», — считает Сергей Бычков.

    Он предполагал, что на Синоде в Минске Москва сделает первый шаг к примирению и примет участие в этом процессе.

    Однако Священный Синод Русской православной церкви решил разорвать евхаристическое общение с Константинополем. Бычков заметил, что таким образом РПЦ уже поступала в 1996 году, когда Константинополь взял под свой омофор православную церковь в Эстонии.

    «Там существует две православные церкви. Одна под омофором Москвы, другая — под омофором Константинополя. Однако этот разрыв евхаристического общения продлился несколько месяцев, и потом Москва примирилась с Константинополем. Поэтому вчерашнее решение Синода не стало ни неожиданностью, ни сенсацией, а вызвало, скорее, недоумение», — рассказал историк церкви.

    Публицист ожидал, что «на этом высоком уровне (РПЦ — прим. ред.) будет проявлена любовь, понимание».

    «Я думаю, что это продлится недолго (разрыв евхаристического общения — прим. ред.), потому что уйти от реальности невозможно. Будем надеяться, что разум возобладает и будет найден какой-то компромиссный вариант», — заключил историк.