24 июля 2017, 09:34

Индонезия переименовала Южно-Китайское море

Читать 360tv в

-

«Море Северная Натуна» — такое название появилось в июле на картах Индонезии. Относится оно к исключительной экономической зоне (ИЭЗ) самого островного государства в Южно-Китайском море (ЮКМ). Решение Джакарты было принято через год после того, как международный арбитражный суд в Гааге принял по иску Филиппин решение, признав, после более чем трехлетнего рассмотрения дела, незаконными претензии Китайской Народной Республики (КНР) почти на всю акваторию ЮКМ.

Реклама

Территориальный конфликт в Южно-Китайском море — один из самых длительных и сложно разрешимых диспутов в мире. Стоит только назвать государства напрямую участвующие в нем: это Китай, Вьетнам, Филиппины, Малайзия, Бруней. При этом страны, которые претендуют, на острова, расположенные в ЮКМ, а значит и на часть акватории, называют море по-своему: Китай — «Южное море», Вьетнам — «Восточное море», Филиппины — «Западно-Филиппинское море». Теперь к этой разноголосице прибавилась и Джакарта со своим «Море Северная Натуна». Натуна — это название архипелага в ЮКМ, который контролируется Индонезией. КНР не раз утверждала, что не претендует на территории, которые Джакарта считает своими. Однако в Индонезии этому явно не верят. Например, сейчас продолжается строительство военной базы страны на островах архипелага Натуна.

После прошлогоднего решения международного суда появились надежды, что конфликт в ЮКМ пойдет на убыль. В июле 2016 года гаагский арбитраж признал, что Пекин не имеет юридических оснований предъявлять исторические права на акваторию Южно-Китайского моря, что он нарушил суверенные права Филиппин своей разведкой нефтяных ресурсов, строительством искусственных островов и рыболовной деятельностью; а также то, что КНР своей мелиоративной деятельностью наносит вред окружающей среде, к тому же она несовместима с обязательствами Китая во время разрешения спора в акватории этого моря.

Однако еще до вынесение судом решения Пекин заявил, что не признает правомерность иска и правомочность трибунала в вынесении решения по этому вопросу. Политика Китая в ЮКМ продолжилась: на спорных островах КНР продолжила создавать военную инфраструктуру и объекты двойного назначения, возведение искусственных островов также не остановилось. Естественным образом, подобные действия Пекина пугают его южных, более слабых соседей по Южно-китайскому морю. По их мнению, милитаризация подконтрольных Китаю островов расположенному в ЮКМ архипелага Спратли угрожает региональной стабильности и безопасности, наносит вред окружающей среде, а также препятствует свободному судоходству в важном с точки зрения торговых путей регионе.

Впрочем, некоторые положительные подвижки в конфликте в Южно-Китайском море есть. В мае стало известно, что Китай и «десятка» стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии — субрегиональной организации, которая объединяет все страны ЮВА — наконец, после многолетних сложных переговоров, одобрили рамочный проект общего Кодекса поведения сторон в ЮКМ. Этот проект юридически обязывающего документа будет рассмотрен в августе на встрече министров иностранных дел.

Возобновление переговоров по Кодексу поведения сторон в ЮКМ стало возможным именно благодаря решению международного суда в Гааге. После прошлогоднего серьезного внешнеполитического удара Китай вынужден демонстрировать готовность к переговорам и разрешению споров, а не отказываться от сотрудничества. Важно, что разрабатываемый Кодекс основывается на приверженности Уставу ООН, Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года, а также Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 года. Он должен быть юридически обязывающим для его подписантов, а значит, устанавливать жесткие рамки, в которых, наряду с соблюдением других международных норм, возможно мирное разрешение территориальных споров в Южно-Китайском море.

Реклама

Реклама