11 июля 2018, 22:05

«Баланс или выходные данные» бизнесмена Трампа

Читать 360tv в

Президент Трамп, прибывший в Брюссель на саммит НАТО, не был встречен ни королем, ни важными правительственными чиновниками. Они в это время находились в стане «вероятного противника» альянса – в Санкт‐Петербурге, на драматичном матче Бельгия‐Франция. Тут присутствовал иной эмоциональный фон – не до внешних угроз и растущих цен на национальную оборону.

Все остальное поначалу было вроде бы вполне терпимо: греки сделали хоть и не очень оригинальный, но все же, в достаточной мере, своевременный подарок к саммиту. Они объявили о высылке из Афин двух русских дипломатов, а двум другим отказали в визах.

Реклама

Дальше опять всё пошло как-то не так, как ожидали американцы. Теперь дело уже в немцах.

Сначала президент США Дональд Трамп недовольно заметил, что Германия своим активным участием в реализации глобального русского проекта «Северный поток-2» якобы демонстрирует зависимость от России. В ответ канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что, в отличие от Трампа, по собственному опыту знает, что такое зависимость одной страны от другой. Она родилась, выросла, получила образование и делала первые шаги по карьерной лестнице как раз в ГДР, которая прямо зависела от СССР и Варшавского пакта. Меркель лишь не напомнила, к сожалению, что в те же годы страна, находившаяся по другую сторону «железного занавеса», а точнее, Берлинской стены – ФРГ – почти также зависела от США и НАТО.

Сегодня Германия демонстрирует как раз независимость, продолжила канцлер Меркель, и страна сама решает, что именно ей делать на европейском рынке энергоносителей и как распоряжаться собственными средствами.

Вот цитата DW из ответа канцлера Германии Ангелы Меркель: «Я испытала лично на себе, когда часть Германии контролировалась Советским Союзом. Я очень рада, что сегодня мы объединены в свободе... и поэтому мы можем также сказать, что мы проводим независимую политику и можем принимать независимые решения».

Но президент США Трамп продолжал настаивать на том, что эксплуатация газопровода принесет России миллиарды и миллиарды долларов. А ведь как будто договаривались в альянсе совсем о другом.

НАТО – это военно-политический блок, альянс ряда стран, которые соотносят свои усилия не в коммерческих проектах, каковым по существу является «Северный поток-2», а в боевом содружестве. Правда, обращает на себя внимание любопытный факт — новые члены Европейского Союза, прежде чем получить его мандат, сначала вступают в НАТО. Возможно, Трамп именно эту двусмысленную «климатическую норму» ЕС и имел в виду? То есть вслух не произносил, но получилось именно так. А это уже чего-то стоит: почти признание факта прямой зависимости одного от другого. Исключительно на подсознательном уровне президента Трампа, но выглядит это именно так.

Правда, несколько поколебал этот странный по смыслу и значению неофициальный принцип участия в Европейском Союзе Brexit. Великобритания уходит из ЕС, да еще со скандалами в своем правительстве, а в НАТО, тем не менее, остается, являясь одним из ее самых активных членов. Пример для недавно вступивших в ЕС стран Восточной Европы не слишком положительный. Значит, одно другому не мешает? А откуда тогда претензии президента США к канцлеру ФРГ по поводу участия Германии в коммерческом проекте с Россией?

Меркель уверяет, что ни Германия, ни Россия не считают проект «Северный поток-2» политическим. Таковым его стремятся сделать лишь американцы, которые уже заявляли на довольно компетентном уровне, Госдеп и офис госсекретаря в лице руководителя департамента по «энергетической дипломатии», что вполне могут объявить серию санкций против стран, которые участвуют в строительстве газопровода.

Единственная страна, которая пока не дала согласия на использование ее национальной территории, а точнее, акватории, для прокладки труб, это – Дания. Но немцы утверждают, что, если датчане не пойдут навстречу им и русским, то трубы будут укладываться в обход. Это, разумеется, дороже, но проект все равно не остановит.

Обе штаб-квартиры – ЕС и НАТО – расположены в Брюсселе. Это известно всем, но причем тут экономические проекты и военные амбиции? Не война же! Только в этом случае приоритетом является военная доктрина. В мирное же время всё решает исключительно экономическая выгода сторон, то есть общие бизнес-интересы.

К вопросу о бизнесе немцы и американцы вернулись в связи с еще одной темой. Мы уже писали о том, что президент Трамп совсем недавно написал письма-упреки некоторым странам альянса, начав с письменного обращения в адрес канцлера Германии Ангелы Меркель. Трамп напомнил, что страны-участницы блока обязаны увеличить национальные расходы на оборону в ближайшие годы более, чем на согласованные ранее 2% от размера своих ВВП. Дональд Трамп тогда сказал, что США не «свинья-копилка», и терпению пришел конец, потому что только шесть стран выполняют эти договоренности. Германия в их число не входит. Более того, ее затраты на национальную оборону даже меньше оговоренных заранее 2% – всего полтора.

Вопрос вновь поднят Трампом на саммите. На этот раз поддержала канцлера ее министр обороны Урсула фон дер Ляйен: «Мне бы хотелось, чтобы бизнесмен Дональд Трамп смотрел не только на баланс, но и на выходные данные».

Она имела в виду то, что германская армия, являясь второй по величине в альянсе, также занимает второе место по донорским вливаниям в общий бюджет НАТО.

Словом, саммит обещает стать одним из самых противоречивых за всю свою историю.

Дальше президент США Дональд Трамп намерен посетить Лондон с коротким и, видимо, «консультативным» визитом, а потом встретиться с президентом России Владимиром Путиным в Финляндии. Ожидать каких-то «прорывных» моментов от предстоящей встречи вблизи Хельсинки, вероятно, не стоит, но некоторые деликатные нюансы, похоже, проявились уже в Брюсселе.

Андрей Бинев, журналист, аналитик

Авторы:

Реклама

Реклама