19 августа 2016, 09:34

Яблочный спас: традиции и народные приметы

Читать 360tv в

-

19 августа отмечается Яблочный спас: так в народе называют церковный праздник Преображения Господня. Согласно Евангелию, в этот день ровно за 40 дней до распятия, Иисус привел на гору Фавор трех своих ближайших учеников — Петра, Иакова и Иоанна. Когда Иисус начал молиться, его лицо вдруг осветил неземной свет, а одежды превратились в белоснежные в подтверждение его святости и божественности. Затем явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака голос: «Сей есть сын мой возлюбленный, Его слушайте». С тех пор гора Фавор является одним из святых мест христианства.

Реклама

Ежегодно 19 августа тысячи паломников поднимаются на высоту 588 метров, чтобы увидеть схождение благодатного облака. Историки склонны утверждать, что Яблочный спас пришел на смену дохристианскому празднику сбора этих фруктов. В старинные времена плоды до этого дня считались незрелыми и несъедобными. Лишь после освящения у алтаря сочные фрукты разрешалось употреблять в пищу без ограничений. Язычники верили, что яблоки в этот день наделены особой силой — они несут здоровье, красоту, силу и счастье.

Обычай имеет и назидательное значение: вначале плоды мелки, зелены, незрелы, но по мере развития наливаются соком, созревают; так и человек в земной жизни некрасив, греховен, но по мере нравственного развития преображается, духовно созревает. Самый главный плод — духовное преображение.

Традиции праздника

В день Преображения на Руси сложилась традиция освящать в церквях яблоки и иные дары земли. Именно яблоки были более всего распространены и как раз к этому времени поспевали. Однако в этот день благословляли и другие фрукты и овощи.

Урожай следовало собирать рано утром, чтобы на румяной кожице сохранились капельки росы. До 19 августа яблоки не разрешалось есть, они считались грешными плодами. Ведь согласно Библии яблоко было именно тем средством, с помощью которого змей-искуситель заставил Еву согрешить. Освященные же яблоки есть было можно, поэтому праздник и назывался Яблочным Спасом.

Самый главный обычай праздника — угощение малоимущих и голодных людей яблоками. Верующие никогда не скупились в этот день и охотно делились собранным урожаем с теми, кто нуждался в помощи. Богатые люди в Яблочный Спас делились плодами с бедными, больным высылали яблоки на дом, жертвовали в пользу нищих «начатки» — небольшие порции каждого из собранных ими плодов. Отсюда возникла поговорка: «На Второй Спас и нищий яблочко съест». А не исполнившие обычая считались людьми, недостойными общения.

Также освященные плоды обязательно несли на кладбище, причем угощения оставляли не только на могилах своих родных, но и на холмиках, оставшихся без присмотра.

Народные приметы

Так как приблизительно с этого дня вечера становились холоднее, то в народе Яблочный Спас празднуют и как встречу осени. У крестьян после праздника в садах начинается горячая пора сбора урожая и заготовок на зиму. Яблоки сушили, замачивали, консервировали.

Следующая народная примета говорит, что до Яблочного Спаса должен быть полностью убран весь урожай зерновых, поскольку после 19 августа любой дождь будет особенно губителен для урожая, оставленного в поле. При этом даже небольшое, на несколько дней опоздание может повлечь невосполнимые утраты. Зерно пшеницы, убранной всего через день-два после второго Спаса, в случае если за это время прошел дождь, будет плохо храниться, колосья сопреют, а мука покроется плесенью.

Издавна крестьяне отмечали этот день, как конец лета: «пришел Яблочный Спас — ушло лето от нас». Согласно приметам, ясный день 19 августа предвещает суровую зиму, дождь — к мокрой осени, а сухая погода — к засушливой.

Считалось, что погода на Второй Спас определяет и то, каков будет январь. Народная мудрость свидетельствует о том, что если 19 августа стоит жаркая погода, то январь будет малоснежным, если же постоянно идет дождь — зима порадует обильным снежным покровом.

По народному поверью, на Яблочный Спас с первым съеденным яблоком нового урожая нужно загадать желание, которое непременно сбудется.

Реклама

Реклама