22 августа 2018, 18:02

Выставка «Роберт Фальк. Грани творчества» откроется в сентябре в МВК «Новый Иерусалим»

Читать 360tv в

15 сентября в музейно-выставочном комплексе Московской области «Новый Иерусалим» откроется экспозиция «Роберт Фальк. Грани творчества». На ней представят живописные и графические работы мастера из собрания музея «Новый Иерусалим» и еще шести российских галерей, в том числе ГМИИ имени А. С. Пушкина, музея имени Бахрушина, Музея Востока, а также частных коллекций.

Выставка приурочена к 60-летию со дня смерти Фалька и призвана отразить разнообразие граней творчества художника, показав его в развитии: от становления в период обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества до последних работ.

Реклама

В экспозицию войдет около 60 произведений. Некоторые из них будут продемонстрированы широкой публике впервые, например, ученический портрет «Цирковая артистка» (1909) Фалька, обнаруженный во время подготовки выставки в химкинской картинной галерее имени С. Н. Горшина. Местонахождение этой работы долго не удавалось установить, и известна она была только по дневниковой зарисовке, сделанной художником. Незаконченный портрет выполнен на оборотной стороне другой работы — «Натюрморта с овощами» — и в настоящее время готов к двустороннему показу. Впервые будет продемонстрирован и «Натюрморт с клевером» (1912–1915), на обороте которого изображен «Портрет дамы в шляпе с зеленым эспри».

Особый раздел составят картины, которые художник писал, проживая осенью и зимой 1910 года в Новом Иерусалиме. Знаковой работой этого этапа можно назвать «Базар в Воскресенске» (1910). Ее, как и несколько других полотен, выставке предоставит Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Картины, написанные в Воскресенске (Истре), как и ряд других экспонируемых работ, были созданы в то время, когда Фальк являлся активным членом авангардного объединения «Бубновый валет» (1910-1917). На них оказало влияние увлечение примитивизмом и кубизмом, воспринятым через творчество Сезанна.

Отразит выставка и парижский период, продолжавшийся почти 10 лет, с 1928 по 1937 год, и ставший одним из самых плодотворных для Роберта Фалька. Это было время «постижения классики», в том числе искусства его любимого Рембрандта.

Отдавая должное прекрасным тонким пейзажам с непарадными видами французской столицы, следует отметить, что на протяжении всей творческой жизни для Фалька самым важным жанром был портрет. Подлинная жемчужина выставки — «Девушка в платье с кружевным воротником» из коллекции ГМИИ имени А. С. Пушкина. По существующей версии, на картине изображена последняя возлюбленная Владимира Маяковского Татьяна Яковлева. Живописной тонкостью и глубиной отличается также «Портрет Валерия Фалька» — сына художника — из собрания музея «Новый Иерусалим».

Выставка позволяет посетителям проследить весь творческий путь Фалька и познакомиться с многообразием интересов художника, с одинаковым блеском работавшего в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта.

По мнению куратора экспозиции, заведующей художественным отделом музея «Новый Иерусалим» Людмилы Денисовой, Фальк и в настоящее время — одна из самых значимых фигур русского искусства.

Архитектура выставки позволит посетителям одну за другой открыть грани более чем полувекового творческого пути художника, чрезвычайно многопланового мастера, всегда умевшего оставаться самим собой.

Реклама

Реклама