• 22 июня 2019, 02:00

    Конфликты, деньги и новая сцена. Пермскую оперу покидает Теодор Курентзис

    Один из самых известных современных дирижеров Теодор Курентзис уходит с поста худрука Пермского театра оперы и балета. Он останется руководить Международным Дягилевским фестивалем, который проходит на площадке театра. Также маэстро сможет ставить там оперы. У Курентзиса был конфликт с бизнесменом Владимиром Кехманом из-за участия последнего в проекте реконструкции театра. Новую сцену там пытаются построить уже 25 лет. Музыкальные критики рассказали «360», почему Курентзис покидает Пермь.
    Конфликты, деньги и новая сцена. Пермскую оперу покидает Теодор Курентзис

    В пресс-службе Пермского оперного театра сообщили, что Курентзис доработает до конца этого сезона. Далее он «сосредоточится на дальнейшем развитии оркестра и хора musicAeterna (лат. musica aeterna — вечная музыка — ред.)».

    «Маэстро завершает свою работу в должности художественного руководителя Пермского театра оперы и балета, но не покидает пермского зрителя, сохраняя за собой художественное руководство Дягилевским фестивалем, постановки на пермской сцене одной или нескольких опер в сезон, а также ангажемент [приглашение со стороны театра] на выступления оркестра musicAeterna в Перми», — говорится в сообщении, размещенном на сайте театра.

    Там отметили, что такие условия предложил сам Курентзис. Их одобрили пермский губернатор, краевой минкульт и руководство театра.

    Контракт худрука истекал в феврале 2021 года. Пермскому оперному театру он отдал восемь лет своей жизни. По словам театральных критиков, этот разрыв был ожидаем.

    Теодору Курентзису 47 лет. Он греческий вундеркинд, в возрасте 15 лет окончивший теоретический факультет Афинской консерватории, а спустя год — факультет струнных инструментов. В 18 Курентзис собрал собственный камерный оркестр в Афинах.

    Конфликты, деньги и новая сцена. Пермскую оперу покидает Теодор Курентзис | Изображение 1
    Источник фото: РИА «Новости»

    В 1990-х годах он обучался дирижированию в Санкт-Петербургской консерватории, после чего сделал стремительную карьеру в России.

    В 2004 году стал музыкальным руководителем и главным дирижером Новосибирского оперного театра. На базе театра Курентзис создал камерный оркестр Musica Aeterna Ensemble и хор The New Siberian Singers. Коллективы специализировались на исторической музыке, сейчас они существуют под единым брендом musicAeterna.

    В начале 2011 года дирижер был назначен на пост художественного руководителя Пермского оперного театра. Как писал «Коммерсант», Курентзис оказался «последним осколком „культурной революции“, которая случилась в Перми еще в медведевскую эпоху», при губернаторе Олеге Чиркунове.

    Вместе с ним в Пермь переехала часть музыкантов musicAeterna. Музыкальный критик Екатерина Бирюкова рассказала «360», что создание своего оркестра было одним из условий переезда. Так в оперном театре в дополнение к существующему появился еще один оркестр.

    Конфликты, деньги и новая сцена. Пермскую оперу покидает Теодор Курентзис | Изображение 2
    Источник фото: РИА «Новости»

    Вторым условием было строительство новой театральной сцены. Которое за прошедшие годы так и не сдвинулось с мертвой точки.

    Как заявил российскому Forbes экс-губернатор Чиркунов, в 2012 году в бюджете Пермской области был «резерв» более 10 миллиардов рублей.

    «Мы могли позволить себе построить не один, а три оперных театра», — заявил живущий сейчас во Франции экс-чиновник.

    Реконструкция театра понадобилась из-за того, что нынешнее здание сильно устарело и не подходит для современных постановок.

    Театр был построен в 1880 году. Из-за малой по размерам сцены балеты идут в усеченном составе. Оркестровая яма вмещает 50 музыкантов, тогда как полный симфонический оркестр состоит из 100 человек.

    Конфликты, деньги и новая сцена. Пермскую оперу покидает Теодор Курентзис | Изображение 3
    Источник фото: Пермский театр оперы и балета и его поклонники / «ВКонтакте»

    Первоначально строительство новой сцены оценивалось в 6,9 миллиарда рублей. При новом губернаторе бюджет уменьшился до 2,7 миллиардов. Также из авторов проекта исчезло британское бюро Дэвида Чипперфильда. В 2017 году очередной глава региона Максим Решетников решил вернуться к британскому проекту. Бюджет вновь увеличили до первоначальной суммы, постройку здания перенесли на 2022 год.

    При этом выяснилось, что курировать проект будет Владимир Кехаман, худрук Михайловского театра и Новосибирского театра оперы и балета. В последнем также занимает должность гендиректора. У Кехмана, обанкротившегося главы банановой компании JFC, неоднозначная репутация в театральном сообществе.

    Курентзис с ним открыто конфликтовал. По словам критика Екатерины Бирюковой, «Кехман в глазах музыкальной театральной общественности очень сильно связан со всем тем негативом, который возник в Новосибирске после постановки „Тангейзера“».

    Напомним, в марте 2015 года оперу убрали из репертуара новосибирского театра под давлением православных активистов. Тогда же Кехман возглавил этот театр, а прежний директор был вынужден уйти в отставку.

    Сам Кехман говорил о постановке: «Я как человек верующий, крещеный, православный, как еврей воспринимаю это как оскорбление».

    Композитор, музыкальный критик Петр Поспелов считает, что главная причина ухода кроется не в этом.

    «Еще год-два назад было понятно, что пермский срок Курентзиса подходит к концу, а о появлении Кехмана в Перми узнали месяц или два назад», — рассказал он «360».

    По мнению критика, появление Кехмана в проекте реконструкции «могло стать последней каплей, которая переполнила чашу терпения, но никак не сыграло решающей роли».

    Конфликты, деньги и новая сцена. Пермскую оперу покидает Теодор Курентзис | Изображение 4
    Источник фото: Пермский театр оперы и балета и его поклонники / «ВКонтакте»

    «Одна их причин, по которой Теодор уходит, наверное, состоит в том, что не успели построить новую сцену в те сроки, в которые предполагалось. Даже до сих пор неизвестно, на каком месте она будет строиться. Будущее для Перми не очень определенно — какие эфиры там возобладают», — пояснил собеседник телеканала.

    Поспелов отметил, что уход дирижера — это «закономерное развитие его творческой биографии». Помимо оркестра musicAeterna Теодор Курентзис является главным дирижером оркестра немецкого Юго-Западного радио (SWR).

    «Видимо, дольше находиться [худруком театра] он уже не мог. В последние сезоны в Перми не было театральных премьер под его управлением», — резюмирует Поспелов.

    Бирюкова соглашается, что последние сезоны дирижер «в основном все свои силы в Перми тратил на Дягилевский фестиваль, а поскольку у оркестра и хора musicAeterna началась очень бурная гастрольная жизнь по Европе и миру, и они очень много времени проводили на гастролях, то в пермском сезоне, будем говорить честно, они были не очень задействованы».

    По мнению Бирюкова, в ближайшее время Курентзис будет больше занят в Петербурге и Москве, нежели в Перми.

    Конфликты, деньги и новая сцена. Пермскую оперу покидает Теодор Курентзис | Изображение 5
    Источник фото: Пермский театр оперы и балета и его поклонники / «ВКонтакте»