16 декабря 2017, 18:42

В музее «Новый Иерусалим» открывается выставка Пикассо

Читать 360tv в

-

Выставка работ художника в «Новом Иерусалиме» представлена совместно c Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Работы Пабло Пикассо в жанре livre d’artiste впервые показаны в российском музее.

Для нас большая честь открыть первую в нашем музейном пространстве выставку работ крупнейшего художника прошлого века Пабло Пикассо совместно с ведущим российским музеем. Нам удалось выстроить экспозицию, наглядно демонстрирующую работу Пабло Пикассо в столь малоизвестном у нас в стране жанре, как создание иллюстративных циклов оригинальной печатной графики, являющихся своего рода комментарием художника к текстам современных ему поэтов, писателей и искусствоведов — Василий Кузнецов, генеральный директор МВК «Новый Иерусалим».

Основу экспозиции составили работы из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина и частных коллекционеров Бориса Фридмана и Георгия Генса. На выставке представлены работы Пабло Пикассо, которые были созданы в период с 1919 по 1969 год.

В книге художника соединилось многое из того, что меня привлекало: в этих изданиях принимали участие гениальные художники ХХ века, за ними стоят интересные истории. Каждое издание — это результат совместного творчества художника, автора текста, печатника, дизайнера, издателя. Это уникальная выставка. Невероятная. Мы ждем здесь всех. Приходите. Это действительно интересно — Борис Фридман, коллекционер, куратор выставки.

Кроме того, одна из экспозиций посвящена созданию Пикассо серии эскизов костюмов и декораций к балету «Треуголка», который был поставлен в рамках Дягилевских сезонов в Европе. Посетители выставки смогут увидеть изданный в 1920 году портфолио с тридцатью двумя работами художника к балету «Треуголка», выполненными в технике пошуара.

Выставка посвящена изданиям livre d’artiste («книга художника») выдающегося мастера ХХ века Пабло Пикассо. Новый Иерусалим» место особое. ГМИИ им. А. С. Пушкина проводит выставку совместно с Музейно-выставочным комплексом Московской области «Новый Иерусалим» на его экспозиционных пространствах. Таким образом, мы реализуем нашу обширную программу сотрудничества с музеями разных городов страны. Великолепный Пикассо создал значительное количество интереснейших графических серий для livre d’artiste. Основная часть работ художника впервые демонстрируется в России — Марина Лошак, директор ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Отдельный раздел выставки посвящен совместной работе Пабло Пикассо и Жана Кокто, дружба которых продолжалась многие годы. Издание текстов Кокто разного периода о творчестве Пикассо, художник сопроводил серией литографий, выполненных в стилистике Кокто. В этом же разделе представлены три важнейшие работы Пикассо в изданиях livre d’artiste. Это полная иронии и игры серия офортов с акватинтой к пьесе Фернана Кроммелинка «Великолепный рогоносец», опубликованной в 1921 году, и уже в следующем году поставленной Всеволодом Мейерхольдом в Москве на сцене Театра Актера с Игорем Ильинским и Марией Бабановой в главных ролях. Также полностью представлена серия акватинт Пикассо к поэме его друга поэта Пьера Реверди «Плывун». Это одна из немногих иллюстративных серий, выполненных Пикассо в технике акватинты.

Сопровождающие эту серию четыре гравюры на металле из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина, также выполненные в технике акватинты, лишний раз подтверждают то обстоятельство, что, иллюстрируя издания livre d’artiste, Пикассо зачастую использовал имеющуюся у него на тот момент печатную графику.

Техника акватинты позволяет граверу работать широкими пятнами, напоминающими акварель, передавать бесконечное тональное разнообразие одного цвета. Так, на листе из собрания ГМИИ «Художник за работой», так же, как и в аналогичном изображении в иллюстративной серии издания «Плывун», изображение фигуры живописца намечено несколькими темными пятнами, выступающими на светлом фоне листа. Эта графическая манера Пикассо напоминает работу широкой кистью. На других гравюрах силуэты фигур даны светлыми пятнами или прочерчены светлыми линиями на темно-сером фоне.

Особого внимания заслуживает представленная в этом же разделе работа Пикассо «Погребение графа Оргаса». В середине 1950-х годов художника часто навещали его испанские друзья, что послужило толчком для написания воспоминаний об Испании. В период с 6 января 1957 по 20 августа 1959-го Пикассо пишет мемуары, дотошно фиксируя дату каждой записи. Перед ним проходят картины его андалузского детства. В качестве заглавия к своим воспоминаниям художник выбирает название картины Эль Греко «Погребение графа Оргаса». Тринадцать интереснейших офортов иллюстративной серии Пикассо сопровождает рукописным текстом, выполненным цветными карандашами, который в литографски отпечатанном виде входит в состав издания.

Реклама

Реклама