Мир русского дворянства: усадьба «Архангельское» князей Юсуповых | 360°

26 февраля 2017, 20:35

Мир русского дворянства: усадьба «Архангельское» князей Юсуповых

Читать 360 в

-

Усадьба Архангельское сменила нескольких хозяев с известными фамилиями — Трубецкие, Одоевские, Шереметевы, Голицыны. Но такой, какой мы знаем ее сегодня — подмосковным Версалем, жемчужиной паркового и дворцового искусства — она стала благодаря Юсуповым. А точнее — Николаю Юсупову. Еще во время учебы в лейденском университете Николай Борисович пристрастился к коллекционированию. Стал завсегдатаем букинистических лавок и распродаж. Скупал все, что имело художественную ценность.

Реклама

Князю Юсупову удалось собрать в своей коллекции более 540 полотен лучших западноевропейских живописцев, десятки мраморных скульптур и замечательные образцы декоративно-прикладного искусства. Коллекционировал все эти ценности князь, в том числе, пользуясь служебным положением. Императрица Екатерина II часто поручала ему деликатные дипломатические миссии за рубежом. Отправлялся в Европу Николай Борисович и специально для того, чтобы пополнить коллекцию Эрмитажа. И заодно и свою.

Слава об имении Юсупова гремела навесь мир. В Архангельское часто заезжали гости, навсегда вошедшие в мировую историю. Вот что писал, побывав здесь, будущий железный канцлер Отто фон Бисмарк:

На той же реке, как и Москва, милях в трех выше по течению, стоит в большом парке дворец итальянского стиля. От его фасада тянется к реке уступами широкий луг, окаймленный, как в Шенбруне, живою изгородью, а налево от него у самой реки стоит павильон, в шести комнатах которого я одиноко брожу… Из письма Бисмарка, 16.06.1859

Пушкин об Архангельском

Несмотря на высокое положение в обществе, государственные чины и регалии, князь Николай Борисович Юсупов был очень приветлив и прост в общении. На аллеях Архангельского разрешалось гулять любому. И обычно, встречаясь с незнакомцами во время прогулок, князь всегда снимал шляпу и вежливо здоровался. Александр Пушкин написал об Архангельском и его хозяине вот такие строки:

К тебе явлюся я; увижу сей дворец, Где циркуль зодчего, палитра и резец Ученой прихоти твоей повиновались И вдохновенные в волшебстве состязались.   Александр Пушкин «К вельможе»

Александр Сергеевич дважды бывал в Архангельском. Несмотря на большую разницу в возрасте, он считал князя Юсупова большим другом. И даже пригласил его на свою свадьбу посаженным отцом. Это случилось за пять месяцев до смерти князя. В 1831 году, когда Юсупова не станет, Пушкин напишет: «Мой Юсупов умер». А в 1903 году поэту установят бюст в парке Архангельского. На его любимой аллее, которая с тех пор так и называется — Пушкинская.

Пушкин восхищался подмосковным Версалем и произведениями искусства, собранными в нем. Но не только ими гордились в княжеской семье. У супруги Николая Борисовича со временем появилась собственная коллекция. В ней были не картины и не скульптуры, а украшения и драгоценные камни. Хотя, по свидетельству современников, расточительностью княгиня Юсупова не отличалась.

Из какой-то бережливости княгиня редко меняла свои туалеты. Она долго носила одно и то же платье, почти до совершенного износа. У нее была только одна дорого стоившая страсть — это собирать драгоценные камни. Княгиня купила знаменитый бриллиант «Полярная звезда» за 300 000 рублей. Из книги Михаила Пыляева «Старая Москва»

На эти деньги в то время можно было купить богатую усадьбу, такую, например, как Архангельское. Сам Юсупов, кстати, приобрел имение за 245 тысяч рублей ассигнациями.

Богатства князей

Впрочем, не бриллиант был главной гордостью княгини, а жемчужина под названием «Пелегрина». Драгоценность сейчас можно увидеть лишь на нескольких портретах. Как утверждали Юсуповы, когда-то она была парой к жемчужине, из которой царица Клеопатра приготовила самый дорогой напиток в мире. На картине в одном из залов в Архангельском воспроизведена эта знаменитая античная история. Если верить Плинию Старшему, царица Египта заключила пари с римским полководцем Марком Антонием о том, кто приготовит ужин дороже. И выиграла спор.

Слуги поставили перед ней всего лишь один сосуд, наполненный уксусом, который был настолько кислым и крепким, что разжижал жемчуг. Она сняла с себя одну из жемчужин, опустила ее в жидкость, и когда та растворилась, проглотила ее. Плиний Старший. «Естественная история»

Историк оценивал жемчужину Клеопатры в 10 миллионов сестерциев. В тысячу раз дороже, чем среднее имение во времена Римской империи. Фамильную драгоценность Юсуповых князь Феликс Юсупов продаст уже в середине XX века французскому ювелиру. За сумму, которой хватит на квартиру в Париже…

Визиты императоров

Николай Юсупов руководил коронациями трех императоров: Павла 1-го, Александра 3-го и Николая 1-го. Со своими обязанностями распорядитель справлялся насколько хорошо, что коронованные особы засыпали его дарами. Так, император Николай I после торжественной церемонии подарил своему распорядителю парадную карету. По нашим меркам, можно сказать, лимузин по эксклюзивному заказу. Ведь создан был экипаж под руководством известного немецкого мастера Иоганна Букенталя. Карета сохранилась до наших дней в довольно приличном состоянии и постоянно экспонируется в Архангельском. Рядом с царским подарком стоит карета-купе, принадлежавшая матери Николая Борисовича княгине Ирине Михайловне. Этот вариант гораздо изысканнее — сусальное золото, редкие сорта дерева, натуральная кожа, тончайшая резьба.

В разное время в Архангельском побывали пять императоров. К приезду Александра I в усадьбе был специально построен театр. Казалось бы, кого в XIX веке удивишь домашними театральными постановками? Крепостной балет, опера или драма часто сопровождали торжественные приемы. Но императорский визит — нечто особое. И театр потому тоже создавался уникальный. Новое отдельно стоящее здание и сцена с уникальными декорациями, заказанными у знаменитого на весь мир Пьетро Гонзага.

«Музыка для глаз» — так называл свои творения известный венецианский сценограф. Его зрелища в «Ла Скала» поражали редкой правдоподобностью эффектов. Декорации заставляли публику забывать о том, что происходит на сцене. В Архангельском талантливому итальянцу удалось воплотить свой художественный замысел в полной мере. Он создал настоящий Театр декораций.

… Визит в новый театр царя Александра I был назначен на вечерний час. Главный зритель и его высокий гость — прусский король Фридрих-Вильгельм III — похвалили здание театра, лестно отозвались о зрительном зале. И… не нашли слов для самого зрелища. Одна из гостей, графиня Разумовская, в письме к мужу так описывает праздник в Архангельском:

Все ожидают сюрприза, и точно — сюрприз был полный, переменили три раза декорации, и весь спектакль готов. Все закусили себе губы, начиная с государя. В продолжение всего вечера была страшная неурядица. Августейшие гости не знали решительно, что им было делать и куда деваться.

Суть представления как раз и заключалась в перемене обстановки. Такие спектакли без актеров и сюжета были в то время очень популярны в Западной Европе. А в России в тот день представления в юсуповском театре никто не понял…

Десерты князей Юсуповых

Обыкновенно после спектаклей гости Архангельского лакомились императорскими десертами. Их и сегодня можно увидеть в парадной столовой Большого Дворца. Это настоящие шедевры кондитерского искусства. Трудно поверить в то, что эти многоярусные замки, ротонды с мини-скульптурами и померанцевые деревья съедобны. Но и тогда — в оригиналах, и сейчас — в копиях — нет ни одного искусственного ингредиента. Сахарная паста, нуга, пастила, марципан и медовый сироп. И только ручная работа.

Особняком среди сластей всех мастей и тогда и сейчас держится императорский торт высотой 1,76 метра. Коржи, из которых состоит этот шедевр, делались из очень плотного теста и покрывались зефирной массой. В некоторых случаях десерт могли украсить… драгоценными камнями. Чтобы окончательно сразить высоких гостей.

Еще одним развлечением для гостей, приезжавших в Архангельское, был осмотр домашнего зоопарка Юсуповых. Таких экзотических птиц и животных в России не было нигде. А появился зоопарк так. Однажды перед именинами супруга Юсупова — Татьяна Васильевна — обмолвилась, что хочет необычный зверинец. Любящий муж отреагировал моментально и начал завозить в усадьбу разную живность.

. Из мемуаров Феликса Юсупова

Юсуповы могли себе позволить все, на что только хватало фантазии. Бесконечные анфилады подмосковного дворца князь Юсупов еще при жизни превратил в музейные галереи. Если он и заказывал копии мировых шедевров, то выполняли их лучшие европейские мастера. Скульптура древнегреческого бога Вакха с ювелирной точностью повторяет оригинал, который хранится в Ватикане. А найти 10 отличий «подмосковной» скульптуры Венеры от древнеримской с трудом смогут даже опытные искусствоведы.

В Античном зале Архангельского — все подлинное. XVIII век — эпоха Просвещения. Научные открытия и всплеск интереса к древней мировой истории диктуют моду для дворцовых интерьеров. Николай Юсупов внимательно следит за археологическими раскопками в Италии. И ему одному из первых достаются найденные артефакты.

Не только дворец, но и парк рядом с ним вскоре стал произведением искусства. За ним ухаживали сотни крепостных. Николай Борисович напрочь искоренил в подмосковной резиденции земледелие. Зерно покупалось в соседних хозяйствах. А бывшие крестьяне превратились в садовников, служителей зоопарка и даже художников.

В Архангельском в летнее время князя Юсупова обслуживал внушительных размеров штат людей, состоявший из 217 человек. В него входил и княжеский оркестр из 28 музыкантов, и крепостные танцовщицы, возрастом от 14 до 20 лет. Из книги Сары Блейк «Юсуповы. Невероятная история»

Усадьба «расходное»

В отличие от других владений, имение Архангельское не приносило дохода Юсупову. Только — траты. Князь так и называл усадьбу — «расходное». Но попытки наладить здесь бизнес все же не оставил. Близ парка поставил две фабрики: фарфора и хрусталя. Выписал мастеров, художников, материалы севрской мануфактуры. Сегодня в Архангельском экспонируются фарфоровые тарелки князя, изготовленные и расписанные вручную. Причем каждая картинка на них — это не фантазия крепостного живописца, а маленькая копия известных полотен художников эпохи рококо.

Фарфоровые мастерские Юсупова были очень не похожи на цеха современных фарфоровых заводов. Дело в том, что мастера расписывали посуду у всех на виду в большом павильоне. И второе отличие, пожалуй, главное: вся продукция шла не на прилавок, а в подарок гостям усадьбы. Так что перед важными приемами в Архангельском работа здесь кипела от зари до зари.

Зато хрустальное производство приносило небольшой доход. В Архангельском была специально оборудована фабрика, которая состояла из плавильного шатра с печью, шлифовальной и горшечной мастерских. Князь Юсупов некогда заведовал Императорским стекольным заводом, поэтому крепостных мастеров отправил на обучение в Петербург. Первый хрусталь, полученный на заводе в Архангельском, был с зеленоватым оттенком. Чтобы улучшить качество своих изделий, князь прислал из Петербурга стакан, сделанный на Императорском заводе — как образец. И оригинальный рецепт состава «царского хрусталя». И в итоге мастера добились исключительной чистоты стекла и удивительной огранки.

1820 год стал последним в истории хрустальных заводов Архангельского. Фарфор же перестали расписывать уже после смерти князя — в 1831 году. Но добрая слава юсуповских архангельских заводов жива до сих пор…

Реклама

Реклама