• Признание Рубенса. Как подлинник живописца оказался в уральском музее

    Более 40 лет назад Эрмитаж передал в Ирбитский государственный музей изобразительных искусств в Свердловской области копию картины Рубенса «Положение во гроб». Однако во время реставрации выяснилось, что это работа никакая не копия, а действительно принадлежит кисти великого мастера. При этом это уже второй случай с этим уральским музеем и картиной Рубенса. В чем причина многолетнего заблуждения, а также насколько часто в мире происходят подобные случаи — в материале «360».
    Признание Рубенса. Как подлинник живописца оказался в уральском музее

    Как тайное стало явным

    Картину Рубенса Эрмитаж передал в музей изобразительных искусств Ирбита в 1976 году. Сомнений, что это копия, не было. Расстались с ней тогда еще в Ленинграде с легким сердцем — в Эрмитаже огромное количество шедевров, а провинциалов нужно было окультуривать. Список неплохого качества мог завлечь в мир искусства любого. Однако во время реставрации, которая началась три года назад, произошло настоящее чудо. Оказалось, что «Положение во гроб» написал сам Рубенс.

    Директор музея Валерий Карпов рассказал РИА «Новости», что скоро картину представят зрителям со всеми почестями, которые полагаются произведению искусства такого уровня.

    «У нас пока нет письменного заключения из Эрмитажа — только устное. Мы будем готовить презентацию картины, в августе–сентябре она состоится. Будем готовить целую книжку со всеми данными, со всеми сведениями о реставрации, исследованиях», — заявил Карпов.

    Как же так произошло, что столько лет шедевр хранился в музее в статусе копии? В этом вопросе «360» помог разобраться академик Российской академии художеств Сергей Заграевский.

    Он пояснил, что в то время множество работ уходило в провинциальные музеи. При этом сами полотна никто не проверял на предмет из оригинальности, а картины просто подписывали: «Неизвестный художник, похожий на Рубенса».

    «Методов, которые позволяли бы четко идентифицировать, что это Рубенс, тогда просто не было. Искусствознание с тех времен далеко ушло», — рассказал академик.

    Заграевский отметил, что раньше крупнейшие музеи Москвы и Санкт-Петербурга обязаны были отдавать часть своих коллекций в провинцию. За счет этого были сформированы очень сильные коллекции: в том же Ирбите, в Самаре, казахстанском Нукусе.

    Академик подчеркнул, что благодаря развитию искусствоведения, в последние годы наблюдается большое количество открытий.

    «Самый яркий пример — это случай с картиной Леонардо да Винчи „Спаситель мира“. Она много десятилетий считалась то ли копией, то ли работой ученика, но сейчас мы смотрим взглядом более продвинутым. Абсолютно точно, что это Леонардо. Плюс, рентген, современные методы анализа красок. Все чаще заветные буквы „НХ“ („неизвестный художник“) будут превращаться в реальные имена», — заявил Заграевский.

    Он пояснил, что сейчас в музеях и частных коллекциях хранится огромное количество картин, которые считаются копиями или вообще не имеют автора. Сокровищница мирового искусства всегда будет пополняться новыми находками — среди подобного рода полотен сейчас находится множество подлинников, которые обязательно явят себя миру через какое-то время.

    Рубенса много не бывает

    Случай с полотном «Положение во гроб» не единственный. Несколько лет назад в Ирбитском музее нашелся еще один оригинал Рубенса. Ситуация была идентичная — картину «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» также привезли на Урал из Эрмитажа, где она хранилась с 1931 года в статусе копии. До этого она принадлежала профессору Петербургской медико-хирургической академии Александру Якобсону. В 2012 году появилось подозрение, что это подлинник. Правдивость предположения доказала экспертиза. Подобные события, разумеется, происходят не только в России.

    Два года назад в Шотландии выяснили, что портрет герцога Букингема Джорджа Вильерса кисти Рубенса, который на протяжении 400 лет считался утерянным, хранился в коллекции Дома-музея Поллока в Глазго под видом копии.

    Следы Рубенса нашли под слоями грязи и краски, которая была нанесена позднее Эксперты оценили стоимость этого портрета в десятки миллионов долларов.

    Схожая судьба была и у знаменитой круглой картины, или тондо, Сандро Боттичелли «Мадонна с гранатом» («Мадонна делла Мелаграна»). Написан оригинал был в 1487 году. Хранящийся в Лондоне шедевр долгие годы считался более поздней копией из-за расхождений в деталях с оригиналом и толстого слоя скрывающего детали лака.

    Однако после рентгенологического и инфракрасного исследований, а также пигментного анализа искусствоведы в марте 2019 года выяснили, что это хоть и копия, но создана она была именно в мастерской Боттиччелли. Живописец при помощи своих учеников создавал авторские копии на заказ, которые могли отличаться от оригинала лишь размерами.