18 мая 2015, 02:32

Почему Полина Гагарина не победит на Евровидении

Читать 360tv в

-

23 мая в Австрии пройдет финал 60-го конкурса песни Евровидение. Россию на конкурсе будет представлять певица Полина Гагарина с песней A Million Voices. Также в этом году на конкурсе впервые выступит исполнитель из Австралии. Музыкальный критик и журналист Артур Гаспарян рассказал "360 Подмосковье", как изменилось Евровидение за 60 лет, как в мире относятся к конкурсу, каковы шансы Полины Гагариной на победу и многое другое.

Исполнительница роли Софи Полина Гагарина с сыном Андреем перед премьерой фильма Армена Ананикяна и Виталия Рейнгеверца "Одной левой" в кинотеатре "Москва". Фото: Екатерина Чеснокова\РИА Новости

 - В этом году у Евровидения юбилей. За эти 60 лет это мероприятие стало чем-то большим, чем просто конкурс песни. На данный момент вы являетесь одним из лучших специалистов по Евровидению. Как на ваш взгляд, насколько сильно изменилась специфика конкурса за последние 60 лет? Акценты как-то сместились? Или же вам кажется, что суть конкурса не поменялась?

 - Я думаю, что вряд ли можно говорить о том, что специфика или суть конкурса изменилась.

Изначально в Евровидении была воплощена на тот момент новая концепция объединенной Европы. Конкурс ежегодно проводился с 1956 года. При этом в 1957 году между Германией, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом был подписан Римский договор, который стал первым шагом на пути к созданию того межгосударственного  объединения, который мы сейчас называем Евросоюзом.

Все о Евровидение - 2015

Время шло, Евровидение становилось популярнее и сейчас оно превратилось в некие континентальные музыкальные игрища. Артисты часто любят сравнивать этот конкурс с Олимпийскими играми. В этом вся суть Евровидения как некой площадки в сфере музыкального искусства и эстрады, старающейся объединить все страны культурного европейского пространства.

Певица Полина Гагарина на праздничном концерте "Россия, вперед!", приуроченном к празднованию Дня России, на Красной площади. Фото: Владимир Астапкович\РИА Новости

 - Немного личный вопрос. Когда вас эта тематика заинтересовала?

 - Я могу сказать, что в 1990-е годы Евровидение меня не очень вдохновляло. Это был, с моей точки зрения, ортодоксально-эстрадный конкурс. Если говорить жаргонным языком, это был "отстой". Знаете, в музыкальной тусовке есть такой термин. Но дело в том, что Евровидение само очень активно развивалось. В том числе в плане музыкального формата. И старалось приблизить себя все-таки к некоторым актуальным тенденциям массовой поп-музыки. Перелом произошел где-то на рубеже XX и XXI веков.

Кстати, в первый раз я поехал на Евровидение не потому, что мне очень нравился этот конкурс, а потому что туда поехала группа "Тату". Это был 2003 год, Рига. И "Тату" на тот момент - это был хит №1 во всем мире, это была группа, взорвавшая музыкальное пространство человечества.

И вот пришлось собрать котомку и отправиться в Ригу. Сама атмосфера конкурса Евровидения настолько засосала меня, вовлекла в себя, что я стал одним из постоянных его участников. И притом не фанатом, а человеком, который каждый год старается отслеживать то, что там происходит. Следить за интригами Евровидения.  

Певица Полина Гагарина (Россия) на пресс-конференции участников конкурса "Евровидение 2015". Фото: Евгения Новоженина\РИА Новости

 - Вы сказали, интриги, действительно, очень интересно. Стоит признать, что за время существования Евровидения постепенно превратилось из простого эстрадного конкурса в очень разветвленную и сложную систему музыкальных соревнований.

Скажите, насколько сложна эта система? Насколько интересно следить за конкурсом, как за результатом, так и за подготовкой? Ведь готовиться начинают задолго, за год, как минимум. 

 - Ну, в некоторых странах это вообще непрекращающийся процесс, как например, в Швеции. Когда заканчивается один конкурс Евровидения, и там сразу начинается большой телевизионный музыкальный проект (Melodifestivalen), и страна весь год выбирает следующего участника Евровидения. Такое очень многоступенчатое телевизионное шоу, реалити-шоу, где участвует действительно вся страна. Это национальная традиция.

Есть страны, в которых к Евровидению очень трогательно относятся, но есть государства, в которых этот конкурс принято всячески третировать, например, в Великобритании. При этом, как только начинается сам конкурс, все скептики, закрыв шторки, чтобы никто их не видел, прилипают к экранам телевизоров. Есть и такая позиция.

Одно время, когда к Евровидению присоединялись в активном порядке, шла восточная экспансия Евровидения, которая успешно завершилась победой Димы Билана, что вызвало большой скандал, большую панику и истерику на Западе. Тогда победу Билана во многом списали на то, что все постсоветские страны дружно проголосовали за Россию, и этим обеспечили победу певцу. Это было несправедливое суждение.

 Певица Полина Гагарина, получившая награду XI премии в области популярной музыки "МУЗ-ТВ 2013" в номинации "Прорыв года 2013", на церемонии награждения в спорткомплексе "Олимпийский" в Москве. Фото: Григорий Сысоев\РИА Новости

- А на ваш взгляд, насколько Евровидение является площадкой для новых развивающихся направлений в музыке?

 - Вечный вопрос и вечный повод для претензий к Евровидению.

 - И все же хотелось бы узнать ваше мнение. Как вам кажется, Евровидение это площадка для консервативных или новаторских исполнителей? 

 - В связи с тем, что конкурс отмечает свое 60-летие, сказать, что это новаторская идея, вряд ли возможно. Возможно, для 1956 года это была новаторская идея. Это скорее уже устоявшаяся вещь. Но, с другой стороны, есть претензии высоколобых снобов о том, что есть мировой музыкальный процесс, а есть Евровидение, которые никоим образом друг с другом не связаны. В целом я с этой идеей согласен, только не согласен с подтекстом негативного осуждения.

Есть совершенно очевидный факт, что мировой музыкальный процесс, то, что мы называем шоу-бизнесом, и Евровидение - это две параллельные, не пересекающиеся Вселенные. И друг с другом они могут быть связаны, только когда что-то из одного мира каким-то совершенно неведомым образом оказывается на сцене Евровидения. При этом само Евровидение никогда не ставило перед собой задачи стать рупором современных музыкальных стилей, современных модных тенденций в шоу-бизнесе.

Если мы посмотрим на положение американских и английских хит-парадов и на то, что звучит на Евровидении, мы поймем, что, конечно, ничего общего между одним, другим и третьим не существует. Тем не менее многие песни, которые создаются сейчас для Евровидения, они в течение какого-то периода становятся в том числе и субъектами активных музыкальных горячих ротаций, в том числе и на ведущих музыкальных СМИ на Западе. То ест, такое взаимопроникновение существует, потому что единое глобальное музыкальное пространство имеет тенденцию к развитию, а не к загниванию.

Певица Полина Гагарина и ведущий Алексей Остудин на церемонии вручения премии в области популярной музыки "ZD Awards 2013" в зале "Известия-Hall" в Москве. Фото: Алексей Филиппов\РИА Новости

Тем не менее Евровидение перед собой не ставит ни задачу соответствовать современным трендам, ни  открывать миру какие-то новые имена.

Иногда популярно спрашивать, что дала победа на Евровидении тому или иному исполнителю? Да часто, что ничего и не дала. Евровидение на себя подобного рода обязательства не берет. Все зависит от самого исполнителя. При этом победа на Евровидении уже самодостаточна в жизни человека.

У того или иного артиста до или после Евровидения вообще может больше ничего не случиться, но вот в жизни остается такая вещь, как победа на Евровидении. Как, например, у первой победительницы конкурса – Лиз Ассиа, певицы из Швейцарии, которой сейчас уже 85 лет. Теперь ее на Евровидение возят как живую легенду, как икону, как Аллу Пугачеву.

То есть, это такая самодостаточная музыкальная тусовка, абсолютно ни на что не претендующая. Ежегодный праздник, где съезжаются в среднем 40 стран, которые пытаются с помощью своих представителей удовлетворить свои музыкальные амбиции.

Певица Полина Гагарина на премьере фильма Александра Вартанова и Кирилла Михановского "Дубровский" в кинотеатре "Октябрь". Фото: Кирилл Каллиников\РИА Новости

 - Как вы считаете, между какими исполнителями развернется основная борьба на предстоящем конкурсе?

 - Как мне кажется, в центре внимания в этот раз будет, конечно, Австралия. А вот борьба между кем развернется, я пока не могу понять, потому что, с моей точки зрения, там есть одна песня - явный победитель, к которой как всегда много претензий. Я имею в виду шведского исполнителя. Очень хорошая песня. Вот знаете, есть песня-победитель, она сразу чувствуется. В принципе сейчас букмекеры, на мнение которых многие ориентируются, предсказывают первую тройку-пятерку победителей. В нее входят, помимо Швеции, Италия, та же Австралия, Словения с очень неплохой рок-блюзовой балладой. Но опять же я не вижу ее как песню-победитель. Итальянцы милы, но назвать это песней-победителем я тоже не могу.

Особое внимание привлекает финская хард-роковая группа, состоящая из даунов и аутистов. С одной стороны, это такая музыкальная дичь, с другой, это такой жест, какие очень популярны в Европе. На мой взгляд, очень неплохие номера у Азербайджана и Армении в этом году. Но вряд ли им удастся победить.

Если победит Швеция, то и слава Богу. Через два года Евровидение опять вернется в эту страну, тем более что шведы очень хотят привезти его уже в столицу – Стокгольм – после прошлого Евровидения в Мальме. У них особые заслуги перед Евровидением, учитывая, что шведы являются одними из главных технических и технологических участников Евровидения.  Очень много шведов участвуют непосредственно в подготовке той самой замечательной телевизионной картинки, которую мы видим из года в год. Именно шведские команды. Очень много шведской музыки звучит на Евровидении: страны, которые туда приезжают, часто поют не свои песни, а шведские. В том числе и наша Полина Гагарина в этом году поет песню шведских авторов. Там существует формально имя Леонида Гуткина, но это шведская компания, он только возглавляет группу авторов, которая песню написала.

Швеция является очень продвинутой музыкальной и хит-мейкерской страной. Не говоря уже о легендарной АВВА, которая победила в 1974 году.

Певица Полина Гагарина выступает на музыкальном фестивале "Песня года 2014" в СК "Олимпийский". Фото: Наталья Селиверстова\РИА Новости

 - А что ждет на конкурсе российскую певицу Полину Гагарину?

 - Всегда говорят о политически-мотивированном голосовании, этот момент имеет место быть. Но здесь надо четко понимать, это очень важный момент, что это просто человеческий фактор: люди, которые голосуют, сидят у экранов телевизоров, живут не в безвоздушном пространстве, они живут в определенном информационном окружении. Поэтому у людей складывается определенное отношение. Это, как правило, часто бывает не соревнование исполнителей, а соревнование стран, а значит отношение к стране тоже играет большую роль.

Хотя это тоже правило, которое имеет исключение, потому что, например, к Англии все хорошо относятся в целом в мире, а на Евровидении обычно за нее никто не голосует, потому что у нее просто нет стран-соседей, которые бы ее так любили, как, например, друг друга любят балканцы, греки с киприотами или скандинавы.

В прошлом году это сыграло свою позитивную роль с нашими сестрами Толмачевыми, потому что те самые ставки букмекеров, на которые все ориентируются, они ничего хорошего нам в прошлом году не предвещали. Мы были где-то в самом конце. И в результате у нас получилось после голосования седьмое место.

Слева направо: дуэт Electro Velvet (Великобритания), певицы Полина Гагарина (Россия), Мария Олафсдоттир (Исландия), Эмбер (Мальта) на пресс-конференции участников конкурса "Евровидение 2015". Фото: Евгения Новоженина\РИА Новости

Букмекеры в этом году дают Полине Гагариной седьмое место, что я считаю, очень неплохой результат. Если он подтвердится, это будет очень хорошо. Однако я считаю, что очень неудачное сочетание песни и исполнительницы в этом году. Потому что для исполнения этой песни, которая сама по себе достаточно хороша не нужно было рекрутировать такого исполнителя, как Полина Гагарина. Совершенно уникального исполнителя с прекрасным вокальным аппаратом.

Гагарина могла бы приехать на этот конкурс с каким-то роскошным шлягером, исполнить его и покорить Евровидение. Но в немножко другие, более благополучные времена, хотя бы такие, как в 2008 году, когда победил Дима Билан. А вот для исполнения песни  A Million Voices можно было отправить другого. Есть много достойных исполнителей, которые вполне адекватно могли бы исполнить эту песенку. Но нам за исполнительницу и за песню будет не стыдно. Номер, я уверен, будет поставлен как всегда интересный, потому что, не надо забывать, что это все-таки Евровидение.

Я думаю, только в одном случае Россия могла бы победить на конкурсе Евровидение в этом году: если бы туда отправили группу Pussy Riot. Поэтому будем довольствоваться более скромным результатом.

Реклама

Реклама