• 19 октября 2018, 01:15

    Вернул зрителя и полюбился режиссерам. Что стоит за отставкой главы Фонда кино

    Правительство России отправило в отставку исполнительного директора Фонда кино Антона Малышева. На своей странице в Facebook он подвел итог своей работы за пять лет. В своем сообщении он отметил, что «главное, нам вместе удалось изменить отношение зрителя к русскому кино». «360» пообщался с режиссерами, которые рассказали о бывшем руководителе Фонда, а также высказали предположения, кто теперь может встать у руля.
    Вернул зрителя и полюбился режиссерам. Что стоит за отставкой главы Фонда кино

    Просто слили человека

    Режиссер Александр Котт, входивший комиссию Фонда кино, в беседе с «360» сказал, что у него нет понимания происходящего. При Малышеве Фонд кино неплохо заработал на электронных билетах, зритель вернулся в кинотеатры и работа шла хорошо. В чем именно заключается причина отставки исполнительного директора Фонда режиссер сказать затруднился.

    Всю ситуацию он охарактеризовал так: «Просто слили человека». Отвечая на вопрос о работе Малышева, Котт заявил, что тот работал на «пятерку».

    «Мы читали сценарии, у меня было ощущение, что все по честному. Это часто бывает, видимо, когда все становится хорошо, это „хорошо“ становится кому-то нужно. Вообще нет ощущения и нет представления, кто может прийти на его место». — подчеркнул он и отметил, что на место руководителя снова пригласил бы Антона Малышева.

    С качественной работой ушедшего исполнительного директора Фонда кино согласился и режиссер Сарик Андреасян.

    «Тот результат, который Малышев показал как руководитель — это феноменально», — заявил он.

    Кто станет новым руководителем Фонда он сказать не смог. Хоть отставка стала неожиданной, но, возможно, претендент на этот пост уже есть, считает Андреасян.

    Сам Антон Малышев в беседе с «360» не смог назвать причину своей отставки. Он пояснил, что правительство знает ее лучше него.

    «Замечательное время, хороший период, многое сделано», — так Малышев оценил итоги своей работе в Фонде.

    История успеха

    Изменения в работе Фонда кино произошли в конце августа. Глава правительства Дмитрий Медведев утвердил изменения в уставе организации. Согласно принятому документу, в нем появился еще один орган управления — совет Фонда. Кроме того, правительство полностью передало часть своей власти министерству культуры.

    В частности, Фонд кино должен был согласовывать с ведомством условия, на которых продюсерские центры и кинокомпании могли получить государственные гранты на создание фильмов. А также глава Минкульта получил право предлагать кандидатов на пост исполнительного директора Фонда перед правительством. Срок полномочий руководителя сократили до трех лет.

    Генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров тогда говорил, что правительство лучше знает, какие изменения требуются, но со своей стороны он бы хотел, чтобы Антон Малышев сохранил свой пост.

    «В принципе, Фонд достаточно эффективно работал в последнее время. Очевидно, успехи у него есть», — отмечал режиссер.

    И успехи действительно были. Начиная с 2015 года доля сборов от российского кино постоянно росла с 16,6% в 2015 году до 17,8% и 24,3% в 2016 и 2017 соответственно.

    Сам исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев, подводя итоги первых шести месяцев проката этого года, озвучил феноменальные цифры: доля российского кино составила 40% от всех фильмов.

    В «десятку» самых кассовых картин в вошли три российские ленты, которые снимались при финансовой поддержке Фонда: «Движение вверх», «Лед» и «Тренер». На сеансы этих фильмов пришли 21 миллион зрителей, пятая часть от всех посетителей кинотеатров за первое полугодие.

    Отставка со скандалом

    В начале сентября МВД России сообщило о хищениях средств из Фонда кино, выделенных на съемку фильмов. По данному факту возбудили уголовное дело по статье «Мошенничество в особо крупном размере». СМИ со ссылкой на собственные источники сообщили, что украденными оказались бюджетные средства, выделенные на фильмы «Суперпапа», «Боб» и «Сны Севы Горелова». Точная сумма ущерба не уточнялась. Обращение в правоохранительное ведомство написал министр культуры России Владимир Мединский.

    Газета «Ведомости» со ссылкой на собственные источники сообщила, что у главы министерства культуры и исполнительного директора Фонда кино якобы был личный конфликт. Его подробности издание не приводит, но отмечает, что на появлении нового устава организации настаивал именно Мединский.

    По данным газеты «Коммерсант», министр культуры должен был представить новую кандидатуру на пост исполнительного директора до 27 сентября, но не сделал этого. Собеседники издания заявляли, что Малышев точно не окажется в числе рассматриваемых кандидатур. При этом очень много продюсеров и руководителей телеканалов написали письмо в его поддержку, уточнив, что именно он сделал последние три года самыми успешными для российской киноиндустрии.

    Кто возглавит Фонд кино

    «Коммерсант» со ссылкой на собственные источники сообщил, что теперь кресло исполнительного директора Фонда кино может занять директор «Государственного центрального Музея кино» Лариса Солоницына. По словам собеседников издания, этого кандидата поддержал министр культуры Владимир Мединский

    Лариса Солоницына — профессиональный киновед. Она закончила соответствующий факультет ВГИКа, работала в журнале «PrоКино», а после ушла в кинокомпанию «Профит» Игоря Толстунова, где возглавляла авторский отдел. В 2014 году она стала директором «Музея кино».

    По словам источников издания, она очень лояльна к режиссеру Никите Михалкову, который ушел из попечительского совета Фонда кино еще в 2017 году, обвинив руководство в интригах и лишении совета возможности принимать какие-либо решения. Принятый новый устав Фонда режиссер одобрил и даже не исключил своего возвращения обратно.

    Источники «Коммерсанта» также отметили, что смена исполнительного директора Фонда кино очень взволновала продюсерский рынок, так как для нового человека вхождение в новое дело займет время. Кроме того, они опасаются, что у нового руководителя появятся свои предпочтения, что повлияет на сегодняшнюю ситуацию в кинопроизводстве.