facebook_pixel
  • 17 сентября 2015, 06:30

    Министерство культуры выяснит что не так с российским кино

    Минкульт объявил тендер на анализ кинематографа в России.

    Министерство культуры выяснит что не так с российским кино

    Министерство культуры РФ (Минкульт) хочет выяснить, почему отечественное кино не пользуется большой популярностью у российского зрителя, и для этого объявило тендер на анализ эффективности государственной поддержки отечественного кинематографа в период с 2009 по 2014 годы, сообщила газета "Известия" со ссылкой на пресс-службу ведомства.

    В министерстве считают, что при существующем государственном субсидировании проката и производства, кино должно демонстрировать лучшие показатели, а значит в системе кинопроизводства и кинопроката есть сбои, которые Минкульт и хочет выявить.

    Организация, победившая в конкурсе, составит реестр всех проектов и кинокомпаний, получивших государственную поддержку за шесть лет и указать кассовые сборы, а также завоеванные премии.

    Анализу будут подвергнуты, по большей части, некоммерческие проекты, получившие финансирование из бюджета. Картины-блокбастеры, получившие поддержку из Фонда кино, в реестр не войдут.

    "Минкультуры, безусловно, вело и ведет учет фильмов, которым оказывается господдержка. Однако тендер предусматривает проведение аналитической работы о результативности оказания поддержки. Это делается с целью использования в дальнейшей работе результатов анализа для улучшения качества создаваемых фильмов и эффективности расходования бюджетных средств", - говорится в сообщении.

    Продюсер Игорь Толстунов, генеральный директор кинокомпании "Профит", считает, что для оценки авторского кино выбрана неверная шкала.

    "Вопрос о востребованности того или иного кино - это скорее к проектам, которые поддерживает Фонд кино. У Минкультуры ведь остались те виды фильмов, которые никогда не пользовались сумасшедшим вниманием общества, они и не для этого делаются. Для того чтобы эта аналитика была показательной, необходимо выстроить корректную систему оценок для каждой категории картин, и тогда, может быть, удастся получить любопытный результат. Нельзя в одной системе координат оценивать "Горько!" и "Левиафан". Это фильмы для разной аудитории - первые ходят в кинотеатры, а другие предпочитают смотреть на фестивалях, в интернете", - сказал продюсер.

    Мария Мухина, главный редактор журнала "Бюллетень кинопрокатчика", считает, что такой анализ не повредит, чтобы отсеять действительно некачественных производителей.

    "Чуть более строгая экспертиза, чуть меньшая лояльность к постоянным "клиентам" министерства, из года в год не демонстрирующим никаких - ни кассовых, ни фестивальных - результатов, могли бы пойти на пользу. Однако, проблемы с поиском своего зрителя есть и у тех проектов, в качестве которых сомневаться не приходится. Стоит обратить внимание на то, что у нас нет прокатных структур, которые бы регулярно прокатывали авторское кино. Мэйджорской махине зачастую действительно сложно искать нестандартные решения, необходимые для успешного проката такого камерного кино, а независимым прокатчикам в последнее время всё тяжелее и тяжелее - нынешняя экономическая ситуация буквально выживает их с рынка. В такой ситуации не до искусства и не до российского авторского кино", - заключила Мухина.

    Даниил Дондурей, главный редактор журнала "Искусство кино", считает, что, Минкульт пытается понять на чем экономить в кризис, однако в ряд ли он решится на прекращение финансирования авторского кино.

    "Патриотические блокбастеры не приносят награды на фестивалях, их приносят сложные, живые фильмы, которые говорят о проблемах страны. Я уверен, что министерство не пойдет на откровенную художественно-эстетическую "зачистку", потому что ему регулярно нужно предъявлять обществу и власти победы отечественного искусства", - сказал Дондурей.

    Минкульт поддерживает создание фестивальных картин, детских фильмов, мультфильмов, а также дебютантов, которые могут получить финансирование, участвуя в питчингах. В то время, как у Фонда кино есть список компаний, создающих кассовый фильмы, которые находятся в приоритете по сборам.

    С 2009 по 2014 год поддержку Минкульта в прокате получил 151 проект, а в производстве - 288 игровых проектов, среди которых призеры фестивалей: "Левиафан" Андрея Звягинцева, "Долгая счастливая жизнь" Бориса Хлебникова, "Жить" Василия Сигарева и многие другие.

    В 2014 году 22 российских фильма приняли участие в международных кинофестивалях. Из них получили призы - 16. Самым успешным фильмом года был признан "Левиафан" Андрея Звягинцева, получивший приз Каннского кинофестиваля за лучший сценарий, "Золотой глобус", а также номинацию на премию "Оскар". Кроме того, фильм является одним из самых успешных авторских фильмов за историю российского кинематографа.

    В период с 2009 по 2014 годы господдержка кино неуклонна росла, увеличившись с 2,4 миллиардов рублей в год до шести миллиардов, которые примерно пополам приходятся на Минкульт и Фонд кино. Однако, в 2015 году бюджет министерства урезали на 10%, что привело к сокращению финансирования кинематографа на 600 миллионов рублей.

    Ранее сообщалось, что в 2015 году ни одной российской картины не было представлено на Венецианском фестивале. В интервью телеканалу "360 Подмосковье" председатель Союза кинематографистов России, режиссер Никита Михалков сообщил, что в России сейчас нет такого кино, которое может попасть на международные фестивали и пользоваться там большим успехом. Читать далее>>