"Левиафан": маленький человек на большом экране | 360°

09 февраля 2015, 02:30

"Левиафан": маленький человек на большом экране

Читать 360 в

-

Нашумевший "Левиафан" Андрея Звягинцева не первый раз уступил почетную награду "Иде" Павла Павликовского. Кинолента о послушнице католического монастыря, снятая польским режиссером-документалистом, уже побеждала в главных номинациях так называемого "европейского Оскара", теперь лучшей среди неанглоязычных фильмов ее признали и члены Британской киноакадемии BAFTA. Анализируя настроения мировых кинокритиков, ряд российских экспертов в области кино поспешили поставить под сомнение шансы "Левиафана" на получение "Оскара".

Реклама

О золотой статуэтке,  феноменальных сборах в прокате и "крике художника" Альбина Камалиева поговорила с  вице-президентом гильдии киноведов и кинокритиков России, членом Евразийской телеакадемии Леонидом Павлючиком.

-  Очень интересно сложилось: "Ида" получает все награды в Европе, а "Левиафан" - в Америке. Фильм Звягинцева уже получил "Золотой глобус", а значит, есть все основания полагать, что победу он одержит и на "Оскаре". Европейцы прохладнее относятся к "Левиафану" поскольку для них эти реалии слишком близки и понятны, и они не видят для себя ничего нового. На американскую же публику этот срез российской жизни, показанный в фильме, производит шоковое впечатление, поэтому они относятся к нему с особым вниманием. Уверен, шансов на "Оскаре" больше у "Левиафана", чем у "Иды".

- Однако, судя по комментариям в прессе и соцсетях, победа "Иды" все же несколько остудила пыл поклонников "Левиафана", настроившихся на получение заветной статуэтки.

-  BAFTA – это сугубо национальная английская награда, хоть они и "играют" в большую премию, выбирая лучший фильм на иностранном языке. Ровно как и "евро-Оскар" – Премия Европейской киноакадемии – это скорее утешительный приз. "Оскар" - это несоизмеримо более мощная и престижная кинопремия. Затмить ее еще не удавалось, и именно к этой награде сейчас большими шагами движется "Левиафан". Он абсолютно попадает в "оскаровскую" традицию, которая исключает национальные эпосы вроде "Сталинграда".

Внимание они, как правило, обращают на хорошо переданный рассказ о судьбе простого человека, в котором хорошо просвечивают время и эпоха целой страны. Так было и с фильмом "Москва слезам не верит", который не был пестрым блокбастером, а лишь повествовал о жизни трех девушек, приехавших покорять Москву. И это было лучшим отражением жизни советского времени. В этом смысле "Левиафан" идеально попадает, что называется в кассу: простой механик Николай с женой, и то, как его давит безжалостный молох государства. Поэтому, конечно, был правильный выбор – послать на "Оскар" именно эту картину.

- Не могу не спросить: каждый год после вручения премии сотни критиков начинают обвинять киноакадемию в излишней политизированности. Вы что думаете об этом?

- Кинематографисты действительно прислушиваются к ветрам, что дуют сегодня между Москвой и Вашингтоном. Однако я думаю, что картина может получить свою награду НЕ потому, что ее плохо восприняли некоторые представители российской власти, а напротив – потому, что охладились отношения между Россией и США. Это будет своеобразный знак солидарности американских кинематографистов и российских – я вот так эту коллизию "прочитываю".

Я согласен с теми, кто защищал фильм от "наезда" некоторых крупных функционеров и чиновников,  утверждавших, что "Левиафан" - это история на все времена и про каждого из нас. Это кино про современную Россию и состояние духовного кризиса.  Фильм очень жесткий, но, на мой взгляд, невероятно правдивый, и никакого очернения российской действительности я в этой картине не вижу.

- Однако министр культуры Владимир Мединский назвал картину Звягинцева "запредельно конъюнктурной" и подверг ее критике за представленный в ней образ Русской православной церкви. Он отметил высокое мастерство режиссера, но предупредил, что государство не станет выделять деньги на фильмы, которые "не просто заточены на критику действующей власти, а откровенно ее оплевывают".

- А что, мы не знаем, что есть огромное количество вороватых чиновников? Не знаем, что наши суды часто выносят неправосудные приговоры, а Церковь – не всегда ведет себя в соответствии с библейскими законами? Все это мы знаем, и именно об этом с горечью рассказывает картина Звягинцева. Герцен когда-то сказал: "Художник – он не просто повествует о жизни, он кричит от общественной боли". Вот этим криком и пронизан "Левиафан"…

В последние годы в России было снято много фильмов и о бесчестии власти, и о произволе полиции, но вот с такой силой, талантом и выразительностью об этом всем рассказал именно Звягинцев. К сожалению, как мне кажется, после этой кампании неприятия фильма в родной стране многие художники, те, что "пожиже характером" не отважатся идти таким путем, снимая столь радикальное, честное, социальное трагедийное кино. У Звягинцева уникальный путь, он сам сражается в "Левиафаном" государственной машины. Очень интересно, как сложится его дальнейшая судьба. Даст ли ему Минкульт деньги на новую картину, например.

- Но ведь снимать честное и радикальное кино можно и без бюджетных денег. Журналисты сегодня говорят о кассовом рекорде: за первый уик-энд «Левиафан» собрал в российском прокате 46,8 млн рублей.

- Я не исключаю кассового рекорда. На него действительно идут те, кто обычно никогда не ходит в кино. В первый же день "Левиафан" вошел в тройку лидеров, пропустив впереди лишь два типичных американских блокбастера. Сегодня его показывают на 700 больших экранах по всей стране, очень давно такое количество кинотеатров одновременно не показывали авторское кино! Это ведь не блокбастер или комедия, поверьте, это феноменальный успех! Думаю, если Звягинцеву все-таки посчастливится получить "Оскар", российские кинотеатры буквально захлестнет волной новых "кинопризывников".

Альбина Камалиева

Читайте также:

 

Реклама

Реклама