facebook_pixel
  • 30 ноября 2015, 14:40

    "Комедия должна нести людям свет надежды": 88 лет Эльдару Рязанову

    В память о режиссере 360 Подмосковье вспомнил его лучшие работы.

    В ночь на 30 ноября в Москве от сердечной недостаточности скончался один из самых любимых российскими зрителями режиссеров Эльдар Рязанов. В последнее время кинематографист много и тяжело болел. Всего две недели назад Рязанову исполнилось 88 лет - и этот день он встретил не в больнице, а дома, с родными. И хотя Эльдар Рязанов уже много лет не снимал новое кино, его "Служебный роман" до сих пор цитируют, песни из его фильмов до сих пор знают наизусть, а без его "Иронии судьбы" не проходит ни один Новый год. 

    Рязанов родился в Самаре, но вскоре его семья переехала в Москву. Никто из родственников будущего режиссера не был связан с кинопроизводством. Как признавался сам Эльдар Александрович, с самого детства он мечтал стать писателем. Мальчик стал завсегдатаем всех ближайших библиотек.  С ранних лет его мечтой было стать новым Мартином Иденом, отправиться в путешествие, а после перенести на бумагу свои впечатления. Но обстоятельства сложились так, что план молодого человека провалился: на службу в морской флот Рязанову попасть не удалось. 

    "Комедия должна нести людям свет надежды": 88 лет Эльдару Рязанову | Изображение 1

    Фото: Владимир Федоренко/РИА Новости

    "Писатель должен знать жизнь, это я усвоил крепко", - считает Рязанов. 

    То же самое можно сказать и о режиссуре. В кино Эльдар Александрович попал практически случайно и, как говорится, совсем "зеленым". Поступая во ВГИК вслед за товарищем, будущий режиссер, как он сам признавался, смотрел мало кинолент и с трудом представлял себе,  из чего делают кино. Нет, он не проявил уникальных творческих способностей перед приемной комиссией, тем не менее, волею случая был принят в режиссерскую мастерскую знаменитого Григория Козинцева ("Шинель", "С.В.Д.", "Юность Максима", "Новый Вавилон"). Именно там, усваивая и познавая жизнь, режиссер научился переносить ее на бумагу и экран такую, как есть, настоящую.

    "Комедия должна нести людям свет надежды": 88 лет Эльдару Рязанову | Изображение 2

    Фото: Екатерина Чеснокова/РИА Новости

    Телеканал "360 Подмосковье" вспомнил четыре самых любимых зрителями комедии Эльдара Рязанова.

    "Берегись автомобиля" (1966)

    "Берегись автомобиля" - первый киносценарий, написанный Рязановым совместно с Эмилем Брагинским, с которым впоследствии они шагали плечом к плечу, точнее сказать - пером к перу.

    "Если говорить серьезно, то нас объединило одинаковое представление о том, какой должна быть комедия. В первую очередь умной, доброй, где смех не самоцель, а лишь результат. И комедия должна нести людям свет надежды", - писал Брагинский в "Воспоминаниях о Рязанове и самом себе".

    История советского Робина Гуда в исполнении Иннокентия Смоктуновского выросла из знаменитой в то время городской легенды об угонщике автомобилей. Причем, как признаются авторы, реального подтверждения этой истории найти так и не удалось - история была полностью вымышлена. По словам Рязанова, характер Юрия Деточкина продумывался не один год, еще до написания повести, и он получился в меру героическим, но с долей иронии. Эта комедия - по-настоящему грустная, с печальным концом. Дебют Рязанцева в большом кинематографе удался на славу, фильм стал классикой и до сих пор транслируется в эфире телеканалов.

    "Невероятные приключения итальянцев в России" (1973)

    Невероятные приключения - настоящая комедия. Несколько итальянцев, так похожих на советских граждан (тем не менее, это совсем не смущает), отправляются на поиски сокровищ в Ленинград, где встречают белозубого гида (Андрей Миронов) и штурмуют каждого каменного и не только льва, а их в северной столице несчетное количество. Кстати, взрыв в конце фильма отсылает к "Забрийски-поинт" Микеланджело Антониони - истории по-настоящему  трагичной, хоть и рассказанной с намеренным равнодушием.

    "Ирония судьбы, или С легким паром!" (1975)

    Тут представления излишни. Это кино - такой же новогодний атрибут, как мандарины, елка и оливье. Начинаясь, как комедия положений, история постепенно перерастает в настоящую драму. Эмоции героя трансформируются и взаимная неприязнь плавно сменяется влюбленностью на глазах у телезрителей. А это действительно завораживающее зрелище, не зря миллионы людей до сих пор смотрят "Ирония судьбы, или С легким паром!"  ежегодно. И тут, в противовес "Невероятным приключениям", где итальянцев играют русские, роль простой учительницы из Ленинграда исполняет польская актриса Барбара Брыльска. Но, как признается Рязанов, из нескольких претенденток только она смогла передать характер героини так, как хотел того мастер.

    "Служебный роман" (1977)

    История любви советской "бизнес-леди" и рядового работника ее конторы - отца двоих детей, "мальчика и еще одного мальчика". Первоначально пьеса "Сослуживцы", Рязанова и Брагинского была поставлена в театре, и только спустя шесть лет ее перенесли на экран. Здесь, как и в "Иронии судьбы", взаимные неприязнь и презрение героев друг к другу постепенно сменяются симпатией и подводят к счастливому концу, от которого история не становится менее интересной. Тем более, так увлекательно наблюдать за преображением героини из "мымры" в привлекательную и нежную женщину.

    Алена Скворцова