• «Индивидуальный подход». Поврежденную вандалом картину Репина отреставрируют в специальной мастерской

    Главный хранитель музейных экспонатов Третьяковской галереи Татьяна Городкова рассказала о подготовке к реставрации картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», пострадавшей в ходе нападения вандала в мае 2018-го. Восстановлением займутся специалисты музея.

    Пока к картине нет доступа ни у кого, кроме реставраторов, включая сотрудников музея. Это делается для сохранения температурно-влажностного режима. Сейчас произведение находится в депозитарии Третьяковской галереи под специальным колпаком.

    «Индивидуальный подход». Поврежденную вандалом картину Репина отреставрируют в специальной мастерской | Изображение 1
    Источник фото: телеканал «360»

    Для восстановления картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» было решено создать новую реставрационную мастерскую. Сбербанк выразил готовность финансово поддержать Третьяковскую галерею, после чего была разработана комплексная программа подготовки к работам.

    На данный момент уже найдено пространство под специальную мастерскую между депозитарием галереи и залами основного здания. Помещение должно быть оснащено необходимым вентиляционным оборудованием. Оно уже закуплено, ведется его монтаж, до нового года начнутся пусконаладочные работы, чтобы привести климат в помещении в соответствующее состояние. К концу февраля все будет готово. Реставрация начнется не раньше мая следующего года.

    Поскольку картина большая, восстановители разработали совместно с инженерами специальное техзадание, позволяющее создать специальный реставрационный стол. Этот специальный стол-трансформер уже находится в разработке и скоро поступит в распоряжение Третьяковской галереи.

    «Индивидуальный подход». Поврежденную вандалом картину Репина отреставрируют в специальной мастерской | Изображение 2
    «Индивидуальный подход». Поврежденную вандалом картину Репина отреставрируют в специальной мастерской | Изображение 3
    Источник фото: телеканал «360»

    «В сложных случаях, как этот, в них не может быть готового рецепта. Долго и тщательно подыскиваются индивидуальный подход и методика. Здесь нет места суете и торопливости. Во многом благодаря этому то, что будет сделано нашими коллегами в Третьяковской галерее, позволит применять эти методы в будущем для реставрации других картин и памятников», — рассказал Юлиан Халтурин, заведующий отделом комплексных исследований.

    Напомним, нападение на картину произошло в конце мая 2018 года. За пять минут до окончания работы Третьяковской галереи, мужчина из числа последних посетителей прорвался в уже пустой зал Ильи Репина сквозь группу сотрудников музея, проводивших плановый обход залов перед их закрытием, и, схватив металлическую стойку ограждения, сделал несколько ударов по картине.

    Пострадала центральная часть полотна — изображения фигур царя и его сына. Был поврежден холст, частично утрачен красочный слой, из-за разбитого стекла образовались множественные царапины. Холст прорван в трех местах, в центральной части работы, на фигуре царевича. Изображения лиц и рук персонажей не пострадали. Падающее стекло сильно повредило авторскую художественную раму.

    Вандалом оказался 37-летний безработный Игорь Подпорин из Воронежской области, в прошлом привлекавшийся за хулиганства. В суде он был признан вменяемым и осужден за порчу объектов культурного наследия.

    Стоит отметить, что картина уже не первый раз становится объектом вандализма. Прошлое нападение произошло более 100 лет назад. Зимой 1913 года полотно пострадало от трех ударов ножом, которые нанес 29-летний старообрядец Абрам Балашов. Тогда, узнав о порче картины, попечитель музея Илья Остроухов немедленно подал в отставку, а хранитель Третьяковской галереи пейзажист Георгий Хруслов и вовсе бросился под поезд. Лица изображенных художнику пришлось воссоздавать фактически заново.

    Сложность текущей реставрации отчасти связана и с этими историческими фактами. Специалисты не сомневаются, что картину удастся полностью восстановить и она продолжит экспонироваться в Третьяковской галерее, однако, учитывая ее непростую судьбу, специалисты для этого создадут специальные условия, в которых произведение будет максимально защищено от нападений.