01 декабря 2015, 02:32

Игра с цветом: 156 лет назад родился художник Жорж-Пьер Сера

Читать 360tv в

-

2 декабря 1859 года в Париже родился основатель неоимпрессионизма, создатель нового метода живописи - пуантилизма - Жорж-Пьер Сера. Будущий художник вырос в состоятельной мелкобуржуазной семье. С 1875 года он посещал  муниципальную школу рисунка. В 1879 году прошел срочную службу в армии в Бресте. В 1880 году вернулся в Париж, где сначала работал в студии с друзьями студенческого периода, а затем переехал в собственную мастерскую.

Реклама

В течение двух лет художник осваивал новые методы. В 1883 году он нарисовал "Купание в Аньере". Парижский салон не принял картину, позже Сера выставил полотно на Салоне отверженных. Летом 1884 года Сера начал писать самые знаменитые свои картины: "Остров Гранд-Жатт" и "Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт". 

Художник активно участвовал в выставках: с 1885 года его картины постоянно выставлялись на Салоне независимых, а с 1887-го - на выставках брюссельской "Группы 20".

Художник скончался в возрасте 32 лет 29 марта 1891 года в Париже. Причина такой ранней смерти до сих пор точно не установлена. Разные исследователи объясняли ее пневмонией, менингитом или дифтерией. Сын Сера скончался спустя две недели от того же заболевания. Художника похоронили на кладбище Пер-Лашез в Париже. 

Творчество

Берег реки. Дата неопределена. 

Метод Сера формировался под влиянием живописи Эжена Делакруа, Клода Моне и Камиля Писсаро. Ранние работы художника были выполнены в импрессионистической технике. 

Сера известен как один из создателей художественного метода, основанного на спектральном анализе. Художник отказался от смешения разных красок и рисовал с помощью точечных мазков одного цвета. Такая техника требовала больших затрат времени и особого усердия. В восприятии зрителей, смотрящих на полотно на расстоянии, мазки сливались в однотонные цветовые пятна. Полученная на картинах гамма не соответствовала краскам природы, зато игра цветов создавала особый декоративный эффект. 

Пейзаж Иль де Франс. 1881 год.

Художник изучал различные теории цвета, согласно которым человеческий глаз смешивает находящиеся рядом точки разных цветов в один оттенок. Например, стоящие рядом синяя и желтая точки на определенном расстоянии будут казаться зеленым пятном. Идею Сера поддержали художники Анри Кросс и Поль Синьяк. Направление получило название пуантилизма. В нем также в течение нескольких лет работал один из основателей импрессионизма в живописи - Писсаро.

Пуантилизм - направление в неоимпрессионизме, которое появилось около 1885 года во Франции. В его основе лежит манера письма отдельными мазками, которые могут быть прямоугольной или точечной формы. Художники-пуантилисты отказывались от смешения красок ради оптических эффектов. 

"Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт"

В 1885 году Сера познакомился с Писсаро, который также начал увлекаться пуантилизмом. В 1886 году Сера допустили к участию в выставке импрессионистов, где было представлено его полотно "Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт". Картина изображает расположенный на Сене остров - одно из любимых мест отдыха горожан. Сера приезжал в Гранд-Жатт каждый день в течение шести месяцев и сделал множество набросков и этюдов. 

Сена в Гранд-Жатт, весна. 1885 год. 

Во время работы над этим полотном художник, видимо, находился под впечатлением от древнегреческих и древнеегипетских произведений искусства. Позы людей на картине часто сравнивали с египетскими иероглифами, в то время как некоторым они казались похожими на оловянных солдатиков.

Косарь. 1881-1882 год. 

Сера закончил писать картину в возрасте 26 лет.  Когда полотно впервые показали публике, оно вызвало негодование у большинства критиков и художников. В защиту картины выступили немногие, в том числе публицист и писатель Феликс Фенеон. 

Крестьяне, забивающие столбы. 1882 год. 

"Мы понимаем, почему импрессионисты, стремясь передать предельную яркость света, хотят заменить смесь на палитре оптической смесью, как это раньше иногда делал Делакруа. И Сера первый дает нам полный и систематический образец этой новой техники. Его огромное полотно "Гран-Жатт", какую бы часть его вы ни исследовали, являет глазам однородный терпеливо вытканный ковер. Здесь и в самом деле исключена случайность мазка, невозможен обман, здесь нет места показному блеску, - пусть немеет рука, но глаз всегда должен быть быстрым, острым и верным", - считал Фенеон.

Въезд на пристань Порт-ан-Бессен. 

На 30 лет после смерти художника о картине забыли: впервые на публике она появилась в 1924 году, когда ее купил любитель искусства Фредерик Клей Бартлетт. Затем он одолжил полотно Художественному институту Чикаго, где оно хранится и сейчас. "Воскресный день на острове Гранд-Жатт" является не только самой известной картиной Сера, но и самым большим его полотном. Размер картины - 207 на 308 сантиметров. 

Садовник. 1882-1883 год. 

Мост. Вид Сены. 1882-1883 год. 

Два берега. 1883 год. 

Парусник. 1884 год. 

Сидящие фигуры. 1884 год. 

Фигуры на берегу. 1884-1885 год. 

Реклама

Реклама