От символизма до революций: 135 лет назад родился поэт Александр Блок | 360°

28 ноября 2015, 11:47

От символизма до революций: 135 лет назад родился поэт Александр Блок

Читать 360 в

-

28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге родился классик русской литературы, один из самых великих поэтов России Александр Блок. Замужество его родителей, профессора Варшавского университета Александра Блока и Александры Бекетовой, оказалось недолгим. Бекетова разорвала отношения с мужем, а 1889 году добилась указа Синода, согласно которому их брак был расторгнут.

Реклама

Детские годы поэта прошли в северной столице и подмосковном имении Шахматово, принадлежащем его деду - Андрею Бекетову, ректору Петербургского университета. В 1897 году Блок вместе с матерью уехал в немецкий курортный город, где пережил первую сильную влюбленность.

После окончания гимназии в 1898 году Блок поступил на юридический, а в 1901-м перешел на историко-филологический факультет Петербургского университета, который окончил в 1906 году. В 1903 году поэт женился на Любови Менделеевой, дочери известного русского химика, автора периодической таблицы элементов. Блок и Менделеева были знакомы еще с детства: химик дружил с дедушкой поэта. Именно ее образ лег в основу цикла "Стихов о Прекрасной Даме".

Сильные чувства к Менделеевой в дальнейшем не помешали поэту поддерживать связи с другими женщинами, среди которых была актриса Наталья Волохова и оперная певица Любовь Андреева-Дельмас. Менделеева также позволяла себе романы. Из-за жены у Блока возник конфликт с писателем Андреем Белым.  Поэт описал его в своей пьесе "Балаганчик". 

Фото: РИА Новости

Блок рано начал писать стихи - в пять лет. В 10 лет он сделал два номера журнала "Корабль", а в период с 1894 года по 1897 год вместе с братьями писал журнал "Вестник". Дарование поэта формировалось в условиях влюбленности в искусство и отрешенности от общественной жизни. Молодой Блок находился под влиянием поэзии Василия Жуковского, чистой лирики Афанасия Фета, стихов Якова Полонского и Алексея Апухтина. Впоследствии это отразилось в цикле, названном Ante Lucem.

Первая книга Блока - "Стихи о Прекрасной Даме" - вышла в 1904 году. В ней он выступил как представитель одного из главных движений в литературе того времени - символизма. Центральная тема книги - любовь, которая служит выражением чувства единства души поэта с "мировой душой", образ женщины в ней мистифицируется и очищается от всего земного. По словам доктора филологических наук, профессора журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Владимира Новикова, эти стихи тронули не только высокообразованных людей, но и неинтеллигентных читателей.

"Блок лично для меня важен еще и тем, что он шел к читателю. Когда его отец довольно скептически реагировал на "Стихи о Прекрасной Даме" и воспринимал их как некую бессмыслицу, Блок сдержанно, но твердо отвечал, что эти стихи читали и были тронуты до слез многие простые неинтеллигентные люди", - сказал Новиков в интервью "360 Подмосковье".

Позже внимание Блока привлекают городские пейзажи. Большую роль в обращении поэта к урбанистической теме сыграл другой символист Валерий Брюсов и сборник его стихов Urbi et Orbi. Социальные мотивы начинают преобладать над символистскими, Блок не слагает восторженных гимнов урбанизации, город в его представлении - это "черный ад", "пузатый паук".

"Валерий Брюсов, старший символист, Блока поначалу не принимал, а потом все-таки его напечатал в альманахе "Северные цветы". И даже придумал название для подборки "Стихи о Прекрасной Даме". Представьте, такой бренд сделал Брюсов. Мог бы для себя использовать, у него тоже о дамах стихи есть. Блок взял у него эту математику, технику построения стиха, и вложил в нее еще душу, которой Брюсову не хватало. Блоку антиподы были полезны. В противопоставлении Брюсову он развился, у них и тема была одна - город. Брюсов как урбанист был необыкновенно ярок и талантлив. А Блок его и тут превзошел", - рассказал Новиков. 

Фото: РИА Новости

На взгляды Блока сильно повлияла революция 1905 года. Для него остро встал вопрос места художника в жизни. В 1907-1908 годах Блок вел критическое обозрение, писал о задачах искусства. Во многих публичных докладах и статьях поэта присутствовал тезис о разрыве между интеллигенцией и народом. Именно эта тема находится в центре драмы "Песня судьбы" (1908). В этом же году поэт написал свое знаменитое стихотворение "О доблести, о подвигах, о славе".

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Перед мной сияло на столе.

 

Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь заветное кольцо.

Ты отдала свою судьбу другому,

И я забыл прекрасное лицо.

Произведение нельзя до конца понять, не зная биографию поэта. В 1908 году Любовь Менделеева ждала ребенка от другого мужчины, о чем поэт знал.

"Можно это стихотворение прочесть, ничего не зная, но тот, кто знает всю драму отношений, для него оно становится более наполненным кровью, более горячим. Не только видна будет музыкальность и виртуозная техника, но и то, чем это обеспечено ", - объяснил профессор факультета журналистики МГУ.

В 1909 году в семье Блока произошли два тяжелых события: умер его отец и сын Любови Менделеевой. Чтобы прийти в себя, поэт вместе с женой уехал отдохнуть в Германию и Италию. Летом 1911 года Блок снова уехал за границу: он посетил Бельгию, Нидерланды и Францию.

Поэтическая слава Блока упрочилась после выхода сборников "Снежная Маска" (1907), "Земля в снегу" (1908), "Ночные часы" (1911). В лирике зрелого поэта появляются темы житейских тревог и исторических бурь: он ощущал кризис, который назревает в России, и воплотил предчувствия в образе одинокого, гибнущего "человека, ослепшего в ночи", в цикле "Страшный мир" (1909-1916). Лирический герой пытается убежать от жизни, его любовь безрадостна, а забвение он находит только в вине. Такие мотивы появились и в более ранних произведениях Блока, в 1906 году в "Незнакомке" он писал:

Фото: РИА Новости

Лирический герой неразрывно связан с самим поэтом. Сбежать, спрятаться от жизни в вине пытался и сам Блок.

"Даже некоторые мои родственники говорили, прочитав мою книгу, оказывается Блок был таким горьким пьяницей? Столько пил? И как-то их это огорчило. А я наоборот провожу в своей книге [из серии "Жизнь великих людей"], что у него не было болезненной зависимости от алкоголя. Пил он, как культурные люди, с удовольствием. И не алкоголь разрушил его. Есть огромное поле, чтобы связать жизнь и искусство, и говорить об этом не вульгарным языком", - считает Новиков.

В дальнейшем творчестве поэт пытался освободиться от эстетических иллюзий, поэтому в его произведениях возникли повествовательные элементы, темы труда, социального неравенства. В 1910 году Блок начал писать свою крупнейшую поэму "Возмездие". Согласно авторскому замыслу она должна была рассказать о судьбе трех поколений одной семьи с 1870-х годов по 1905 год. В произведении есть и размышления оторвавшегося от народа интеллигента, и беспощадные оценки "железного" XIX века и "бездомного" XX века. Сам поэт говорил, что произведение полно революционных предчувствий.

Поэт восторженно приветствовал Февральскую революцию 1917 года, а Октябрьская вызвала у него творческий подъем. В своей статье "Интеллигенция и Революция", написанной в январе 1918 года, Блок писал: "Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию". Такие же мотивы отразились в послеоктябрьских произведениях поэта - в стихотворении "Скифы" и поэме "Двенадцать". В последней звучит победная музыка революции, тема столкновений бунтарства и созидающих сил.

"У Блока есть такое выражение "чувство пути", важен сам путь, естественность его движения  от "Стихов о Прекрасной Даме" к  "Двенадцать". У Блока был очень своеобразный роман с языком, это необходимое условие большого таланта. Слово ему подсказывало движение. Начал с предельной музыкальной многозначности в первой книге стихотворений. Потом пошла такая речевая конкретизация, обращение к языку, к реалиям города во второй книге стихотворений. И драматическая полифония третьей книги. И это было не упрощение, а именно движение в сторону полифоничности, в сторону охвата, большего жизненного и читательского пространства", - объяснил Новиков.

Фото: Public domain

Блок не просто принял советскую власть, но и работал на ее пользу. В период с 1918 по начало 1920-х годов его выбирали и назначали на должности в комитетах и организациях. Поэт начал сильно уставать, в частном письме в 1919 году он писал:  "Почти год как я не принадлежу себе, я разучился писать стихи и думать о стихах…".

Здоровье Блока также стало ухудшаться: тяжелые нагрузки и проживание в холодном и голодном Петрограде привели к появлению сердечно-сосудистой болезни, астмы, а зимой 1920 года у него началась цинга. Весной 1921 года Блок пытался выехать за границу в санаторий, но ему отказали в разрешении. 7 августа 1921 года поэт скончался от воспаления сердечных клапанов в Петрограде.

"Блок сам себя признал мертвецом после написания "Двенадцати", но мертвецом не был, он жил всегда. [Его жизнь] совпала с огромными потрясениями в России, с самого начала ХХ века гроза грянула и сопровождала Блока до последнего дня. Русский символизм успел на протяжении жизни Блока побыть самым новым и последним словом в искусстве. И он же завершился к моменту его кончины. Редко так бывает, чтобы история целой литературной эпохи совпала с жизнью одного человека. И язык, конечно. Тот язык Владимира Соловьева, от которого начал Блок движение, и язык поэмы "Двенадцать" - это целая лингвистическая эпоха", - сказал профессор факультета журналистики МГУ Владимир Новиков.

Фото: РИА Новости

О популярности поэта не приходится спорить: его читали на протяжении всего XX века, любят и сейчас. Как рассказал Новиков, однажды его друзья приютили молодого рабочего мигранта, который пропил получку с приятелями, которые потом его раздели и ограбили. Друзья профессора оставили мужчину у себя ночевать, а утром спросили, читает ли он что-то. Оказалось, что он очень любит Блока.

"Он говорит: люблю стихи Блока. Вот этот простой человек. Они стали спрашивать, как насчет Пастернака, Мандельштама, Ахматовой? - Нет, это нет! Только Блок. Открывает книгу стихов простой неподготовленный человек и входит в мир Блока, подставляет на место блоковского лирического я", - рассказал собеседника "360 Подмосковье".

На место блоковского лирического героя может подставить себя любой современный человек. Его стихи о любви до сих пор злободневны.

"Гениально Юрий Тынянов, мой учитель, ошибся, сказав, что там [в стихах Блока] есть лирический герой, которого любят, и он конкретный. Нет, не конкретный. На место лирического "я" подставляет себя современный человек. И любой из нас", - считает Новиков.

Реклама

Реклама