21 октября 2015, 01:28

70 лет Никите Михалкову: топ-5 ранних картин режиссера

Читать 360tv в

-

21 октября 1945 года в семье литератора Сергея Михалкова и поэтессы Натальи Кончаловской родился мальчик Никита, которому суждено было продолжить традицию семьи и стать одним из ключевых лиц новейшей российской культуры.

Реклама

Его отец Сергей Михалков был известным детским писателем, автором Гимна СССР, председателем Союза писателей, а также лауреатом Ленинской премии. Учитывая достижения папы, Никите оставалось несколько путей: генерал, врач (желательно хирург) или деятель искусства. Младший Михалков выбрал последний вариант, тем более, будучи актером или режиссером, можно ненадолго стать и военным ("Утомленные солнцем"), и врачом ("Неоконченная пьеса для механического пианино"), и - чего уж мелочиться - российским императором ("Сибирский цирюльник").

Не закончив обучение на актерском факультете в Щукинском училище, Михалков перешел на режиссерский факультет ВГИКа, имея за плечами актерские работы в нескольких малоизвестных фильмах и роль в легендарной картине "Я шагаю по Москве".

Из книги Георгия Данелия  "Чито-Грито"

Начали снимать. Через неделю ассистент по акте­рам Лика Ароновна сообщает: "Михалков отказывается сниматься".

- Требует 25 рублей в день.

Актерские ставки были такие: 8 рублей - начинающий, 16 - уже с опытом, 25 - молодая звезда и 40-50 суперзвезды. Ставку 25 рублей для Никиты надо было пробивать в Госкино.

- А где он сам, Никита?

- Здесь, - сказала Лика. - По коридору гуляет.

- Зови.

- Георгий Николаевич, - сказал Никита, - я играю главную роль. А получаю как актеры, которые играют не главные роли. Это несправедливо.

- Кого ты имеешь в виду?

- К примеру, Леша Локтев, Галя Польских.

- Леша Локтев уже снимался в главной роли, и Галя Польских. Они уже известные актеры. А ты пока еще вообще не актер. Школьник. А мы платим тебе столько же, сколько им. Так что - помалкивай.

- Или 25, или я сниматься отказываюсь!

 - Ну, как знаешь… - я отвернулся от Ники­ты.

- Лика Ароновна, вызови парня, которого мы до Михалкова пробовали. И спроси, какой у него размер ноги. Если другой, чем у Никиты, сегодня же купи­те туфли. Завтра начнем снимать.

- Хорошо.

- Кого? - занервничал Никита.

- Никита, какая тебе разница - кого. Ты же уже у нас не снимаешься!

- Но вы меня пять дней снимали. Вам все придет­ся переснимать!

- Это уже не твоя забота. Иди, мешаешь работать…

- И что, меня вы больше не снимаете?!

- Нет.

И тут скупая мужская слеза скатилась по еще не знав­шей бритвы щеке впоследствии известного режиссера.

- Георгий Николаевич, это меня Андрон [Кончаловский] научил!.. Сказал, что раз уже неделю меня снимали, то у вас вы­хода нет!

Первым полноценным режиссерским дебютом Михалкова стала картина "Свой среди чужих, чужой среди своих" - уникальный в своем роде восточный вестерн времен Гражданской войны (истерн ). Посмотрев картину, многие поняли, что Никита вышел из тени отца и, проявив незаурядный талант, встал на путь самостоятельного творчества.

Так имя третьего представителя династии Михалковых (Сергей, Никита и Андрей Михалков-Кончаловский) становится известным. Впоследствии именно Никита стал главой Союза кинематографистов и главным организатором Московского международного кинофестиваля.

Россия! Чуешь этот странный зуд?! Три Михалкова по тебе ползут!

Эпиграмма Валентина Гафта

Режиссерские работы Никиты Сергеевича никого не оставляют равнодушным. Одни ждут его фильмы, чтобы раскритиковать, для других каждая новая картина Михалкова кажется уникальным и неповторимым откровением. Критики ругают его столь же яростно, сколь и хвалят. В одной рецензии его называют "состоявшимся гением, уверенным в собственных силах", в другой - "хитрым шарлатаном, излишне заигрывающим с чувством патриотизма простого зрителя".

Кроме того, Никиту Михалкова любят обсудить за его неординарные общественные инициативы - начиная с налога в 0,5% на цифровые носители, заканчивая проектом первого русского фастфуда. 

В день рождения режиссера мы вспомнили лучшие ранние работы мастера.

Фото: Public domain

Фильм, снятый по повести Эдуарда Володарского и Никиты Михалкова "Красное золото", стал дебютной полнометражной работой мастера, вышедшей на экраны. История о красногвардейцах, которые пытаются помешать белым офицерам грабить поезда, напоминает вестерн. Это оммаж лучшим представителям жанра, только вместо Дикого Запада здесь дикая Юная Россия. Отечественные критики даже изобрели для кино такой тематики новый термин - истерн.

Никита Михалков не только выступил одним из авторов сценария и режиссером картины, но и исполнил в нем роль есаула - предводителя белогвардейцев. Впрочем, он выступает в качестве актера практически в каждом своем фильме.

Изюминка картины - суровая и мужественная игра Юрия Богатырева и "космический" саундтрек отца русской электроники Эдуарда Артемьева.

 

 

 

"Несколько дней из жизни И.И. Обломова" (1979)

Фото: Public domain

Еще одна экранизация. На этот раз внимание Никиты Сергеевича пало на классику -"Обломова" Гончарова. В главной роли - Олег Табаков. На нем, как на древнегреческом титане, держится большая часть фильма.

Многие из зрителей признались, что картина не оправдала ожиданий. Обломов - один из самых любимых персонажей отечественной литературы, и каждый прочитавший роман Гончарова держал в голове точное представление, как должен выглядеть главный герой, его диван и даже плед, которым он укрывался. Угодить всем, когда дело касается переноса на экран классической литературы, - задача маловыполнимая.

Посмотреть фильм стоит ради Олега Табакова, сейчас уже редко встретишь на экране такую выверенную и отточенную актерскую игру.

"Пять вечеров" (1979)

Фото: Public domain

Пьеса культового советсткого драматурга Александра Володина "Пять вечеров" - это материал, который требует очень трепетного отношения. Интерес к постановке все еще очень силен, а культурный ценз пройти непросто, но, по мнению многих критиков, у Никиты Михалкова получилось.

Это история любви Александра Ильина (Станислав Любшин) и Тамары Васильевой (Людмила Гурченко), разделенных войной, но вновь нашедших друг друга спустя много лет, причем встретились персонажи случайно.

 

В перерыве между летней и зимней частью съемок картины "Несколько дней из жизни И.И. Обломова" Никита Михалков быстро снял эту камерную ленту. Тут всего несколько локаций, главная из которых - коммунальная квартира. Основной цвет картины - коричневый. Фактический весь фильм - бенефис Любшина и Гурченко, и будь на их месте менее талантливые актеры, задумка могла и не сработать. Но харизма актеров не оставила зрителей равнодушными.

"Урга - территория любви" (1991)

Фото: Public domain

Драма в монгольской степи. Палма перестает допускать к себе своего мужа Гомбо - у них уже и так трое детей, по закону запрещено иметь больше. Палма отправляет незадачливого мужа в город за презервативами. По дороге Гомбо помогает русскому шоферу Сергею вытащить из речки грузовик. Дальше они едут уже вдвоем - русский и монгол на фоне бесконечной степи, похожей на второе небо.

Взяв анекдотичную ситуацию с поездкой в город, Никита Михалков снял, пожалуй, самую поэтичную картину в своем послужном списке. Недаром она была номинирована на "Оскар" и завоевала "Золотого льва" Венецианского фестиваля.

Эта история пропитана острой тоской по ускользающему миру, привычному для Гомбо, который сменяется телевизорами и плакатами со Сильвестром Сталлоне. В фильме присутствует искреннее преклонением перед величием природы, которая может поглотить человека без остатка, а так же поэтический взгляд на чудо физической и духовной любви.

Возможно, некоторым фильм покажется скучным, тяжелым или неуместным, но такого Михалкова вы еще не видели. 

"Неоконченная пьеса для механического пианино" (1977)

Фото: Public domain

Уездный бомонд встречается в гостях у генеральши в ее поместье. Деревенский учитель Мишель Платонов встречает прелестную Софи - его любовь тех времен, когда он был юн, умен и подавал большие надежды. Сейчас Софья замужем и прекрасно себя чувствует в своем положении.

Лучший ранний фильм Михалкова "Неоконченная пьеса для механического пианино"  - это компиляция и переосмысления множества чеховских пьес и рассказов ("Три года", "Безотцовщина", "В усадьбе" и другие). Казалось бы, как такая смесь может пойти на пользу картине, но все оказалось иначе.

 

Легкое повествование, выдающаяся игра актеров и сильнейшая кульминация - вот три кита, на которых держится это кино, которое и сегодня считается одним из лучших произведений советского кинематографа. Сам Михалков здесь играет побитого жизнью врача Николая Трилецкого.

Реклама

Реклама