Все голубоглазые люди имеют общего предка и являются родственниками - ученые | 360°

27 декабря 2015, 15:55

Все голубоглазые люди имеют общего предка и являются родственниками - ученые

Читать 360 в

Если у вас голубые глаза, вы, скорее всего, являетесь дальними родственниками Фрэнка Синатры, Леонардо Ди Каприо, Камерон Диас и покойного короля Ричарда III, убеждены ученые. Оказывается, все голубоглазые люди имеют общего предка из эпохи мезолита, который обладал необычной генетической мутацией, сообщила британская газета The Independent со ссылкой на статью, опубликованную в журнале Nature. Он жил примерно в 400 поколений от нас, и, таким образом, все голубоглазые люди являются 400-юродными родственниками, отмечает сайт Israelinfo.

Полная расшифровка генома мужчины, жившего порядка 7-10 тысяч лет назад в северо-западной части Иберийского полуострова (территория современной Испании), осуществленная учеными, привела к сенсационным результатам.

Исследователи обнаружили, что этот охотник-собиратель из эпохи мезолита является самым старейшим известным к настоящему моменту обладателем голубых глаз. Причиной этого стала мутация в гене HERC2 в 15-й хромосоме.

Изначально вид homo sapiens имел карие глаза, однако их цвет, как и интенсивность пигментации кожи, стали значительно меняться по мере того, как предки современного человека стали распространяться по планете с территории современной Африки. Это определялось в основном мутацией гена OCA2, которая сокращала производство меланина в организме, поэтому ранее ученые считали, что за голубые глаза отвечает одна из вариаций этого гена. Однако найти ее так и не удалось. Оказалось, что соседний ген HERC2 просто-напросто дезактивирует OCA2.

"Голубые глаза у современного человека связаны с той же мутации в гене, который называется HERC2. Если вы обладаете этой мутацией в обоих копиях хромосом [одна из них получена от матери, другая - от отца], у вас с вероятностью 100% голубые глаза. Так было с этим мужчиной, который является самым старейшим известным к настоящему моменту обладателем этой мутации", - заявил Карлес Лалуеза-Фокс из Института эволюционной биологии в Барселоне.

Останки были найдены в пещере Ла Бранья-Аринтеро (провинция Леон, северо-запад Испании) еще в 2006 году. В 2012 году завершилась расшифровка итохондриальной ДНК, которая была выделена из зуба скелета. Затем у исследователей получилось выделить ядерную ДНК и полностью расшифровать геном жившего в эпоху мезолита человека.

Неожиданным для ученых стало, что мужчина обладал темными волосами и был темнокожим. Его гены восходят к предкам с африканского континента.

"Огромным сюрпризом для нас было наличие у мужчины африканской версии генов, которые отвечают за пигментацию кожи современных европейцев. Это означает, что у него была темная кожа", - сказал Карлес Лалуеза-Фокс.

По мнению ученых, у всех предков современных европейцев была смуглая кожа, однако затем она начала белеть из-за изменения в рационе, когда вместо употребления добытого на охоте и рыбалке люди перешли к пище, которая была выращена на полях. Такая еда не обеспечивала организм необходимым количеством витамина D. Для его восполнения процесс эволюции снабдил homo sapiens белой кожей, которая позволяет вырабатывать витамин D под воздействием солнечных лучей, напоминает сайт "Комсомольская правда".

Исследуя генетический материал современных европейцев, ученые обнаружили, что ближе всего иберийский охотник-собиратель к скандинавам.

"Наличие у него генетических особенностей, которые отвечают за голубые глаза у современных европейцев, удивило нас еще сильнее. Эти особенности соответствуют фенотипу (совокупности всех признаков особи, формирующихся в процессе взаимодействия ее генотипа и внешней среды) который в остальных случаях принадлежит исключительно северным европейцам", - отметил Карлес Лалуеза-Фокс.

Северная Европа, наряду с Прибалтикой, является мировым лидером по числу людей с синими и голубыми глазами. В Эстонии таким цветом обладает почти 99% населения. Помимо Европы, синие и голубые глаза встречаются у населения Северной Америки и Австралии, а также на Ближнем и Среднем Востоке, в том числе в Иране, Афганистане и Ливане, и у евреев-ашкеназов.

Предыдущий предок голубоглазых людей был найден в 2008 году в районе Черного моря, однако его возраст насчитывал "всего" 10 тысяч лет.

Модификация HERC2, дающая людям голубые глаза, является рецессивной, поэтому число голубоглазых людей на планете сокращается. Чтобы у ребенка были глаза такого цвета, необходимо, чтобы мутация HERC2 была у обоих родителей - но даже тогда малыш родится голубоглазым лишь с вероятностью 75%. Сокращение таких людей можно проследить на примере отдельных стран. Масштабные исследования подобного рода проводились, к примеру, в США. Среди белого американского населения, рожденного в 1899-1905 годах, доля людей с голубыми глазами составляла 54,7%, в 1936-1951 годах - 33,8%, а сейчас этот показатель снизился до 22,3%. Изменится и цвет кожи тех, кто будет жить на земле после нас. Как полагают исследователи, люди всех цветов кожи перемешаются на планете, и все наши потомки будут одинаково смуглыми.

Не так давно к годовщине публикации дарвиновской теории телеканал "360" попытался разобраться в популярных мифах и заблуждениях об эволюции. Читать далее>>