17 августа 2017, 00:27

Ученые нашли запасы воды у экватора Марса

Британские ученые сообщили о сенсационном открытии: судя по их данным, наклон орбиты Марса в далеком прошлом мог существенно отличаться от нынешнего. Установить это астрономам помогли залежи льда на экваторе планеты, обнаруженные при повторном детальном анализе снимков с космического аппарата Mars Odyssey, сообщил журнал Icarus.

Астрономы из университета Дарема заинтересовались наличием относительно молодых следов водных потоков в приэкваториальной части Красной планеты, где, как считается, уже около трех миллиардов лет условия не позволяют существовать воде в жидкой фазе. В далекие времена на Марсе могли быть крупные водоемы, однако их постоянному существованию мешал слишком холодный климат. Признаки древних гигантских цунами натолкнули на мысль, что жидкая вода появлялась при столкновениях с крупными метеоритами или извержениях марсианских вулканов, что повышало температуру поверхности.

Прибор MONS, установленный на борту зонда Mars Odyssey, позволил ученым составить карту распределения водорода на поверхности Марса, однако ее точность необходимо было существенно повысить для поисков мелких залежей воды. Эту задачу удалось решить путем использования специальных статистических методик для получения дополнительных данных из каждого пикселя, сравнивая его с соседними. В результате были найдены ранее неизвестные залежи льда у экватора и в тропиках планеты — во впадине Медузы и горных областях провинции Фарсида.

Столь странное расположение этих замерзших водоемов, по мнению ученых, говорит о том, что когда-то угол наклона Марса составлял почти 45 градусов к нынешнему. Иначе объяснить существование воды в приэкваториальных районах будет трудно. Возможно смещение было вызвано формированием крупных гор на плато Фарсида, в числе которых крупнейший в Солнечной системе вулкан Олимп. На его склонах существуют следы водных потоков, которые могут говорить о том, что ранее район находился скорее в умеренных широтах.

Правда результаты работ британских ученых не подтверждаются данными марсоходов Curiosity и Opportunity. Они не смогли пока обнаружить вблизи экватора Красной планеты следов жидкой воды. Дискуссии по этому поводу будут продолжены, заключили авторы работы.

Первые данные о наличии льда на экваторе Марса появились в начале августа. Если данные верны, то его запасы могут быть использованы при колонизации планеты для производства кислорода, ракетного топлива и прочих нужд.