15 февраля 2016, 01:40

Три года назад на Землю упал Челябинский метеорит

В 2013 году, после падения метеорита "Челябинск", главы МЧС России и Роскосмоса договорились о создании технологий по отражению метеоритных атак. Но в Российской академии наук считают, что в этом вопросе за три года не удалось продвинуться далеко. Ученые полагают, что реализация этих проектов может занять сотни лет, но очень важно, что власти поняли реальность космической угрозы. Она - не история из фантастического фильма, а вполне вероятная опасность, которая способна разрушать города и уносить тысячи человеческих жизней, сообщил ТАСС.

Челябинский метеорит вошел в атмосферу планеты 15 февраля 2013 года около 7:10 по московскому времени, что вызвало сильный взрыв в атмосфере на высоте 30-50 километров. Следствием взрыва стало падение многочисленных фрагментов на большой территории Челябинской области. Взрыв видели сотни тысяч человек на Урале и на севере Казахстана. Самые крупные фрагменты метеорита упали на поверхность Земли в районе озера Чебаркуль в 78 километрах западнее Челябинска.

В Челябинской области и МЧС, и военные, и власти, и сами жители оказались не готовы к подобному событию. В следствие этого, данные о пострадавших в течение 15 февраля 2013 года быстро увеличивались. Еще утром говорили о ранении 400 человек, а вечером - уже о 1200. В десяти районах области были зафиксированы разрушения от взрывной волны.

По мнению экспертов, причиной массовых повреждений зданий стали оконные рамы, которые стояли в домах с 1970 годов. В домах, где были установлены новые стеклопакеты, таких разрушений не было. За три года с момента падения метеорита спрос на пластиковые окна в Челябинской области вырос в 2,5 раза, а новые здания теперь здесь стараются строить только со стеклопакетами.

По словам жителей Южного Урала, многим удалось избежать травм благодаря курсам гражданской обороны, которые они прошли еще в молодости. Люди знали, в какую сторону от вспышки надо падать, знали, что при взрыве лучше держаться подальше от окон.

Начальник Управления воспитания, дополнительного образования и социализации обучающихся челябинского Минобразования Ирина Анфалова-Шишкина отметила, что за три года юные челябинцы "научились правильно падать во время взрыва метеорита".

"Учащиеся стали относиться к ОБЖ гораздо серьезнее, чем до падения метеорита. Случившееся три года назад наглядно демонстрирует необходимость всестороннего развития навыков и знаний. Жизнь многогранна, и нужно быть готовым ко всему", - сказала она.

Уже спустя некоторое время после падения метеорита ряд ученых предположил, что он мог быть спутником астероида 2012DA14 диаметром в 45 метров, который 15 февраля 2013 года также приближался на минимальное расстояние к Земле. В случае падения на поверхность Земли этот астероид вызвал бы разрушения, подобные случившимся при падении знаменитого Тунгусского метеорита или при взрыве ядерной бомбы мощностью 2,5 мегатонны.

К счастью, астероид миновал планету, а ученым осталось изучать осколки челябинского метеорита. Но это было не простой задачей, поскольку 95% осколков оказалось в частных руках. Часть кусков небесного странника была продана на аукционе Ebay при стартовой цене более одной тысячи долларов за штуку. На различных сайтах были сотни объявлений о продаже кусочков метеорита по цене от 10 до 500 тысяч рублей.

"Несмотря на то, что большинство осколков метеорита разошлось по частным коллекциям, нам удалось сделать ряд важных научных открытий", - отметил доцент кафедры теоретической физики Челябинского госуниверситета, кандидат физико-математических наук Сергей Замоздра.

Ученые выяснили, что после падения метеорита вокруг планеты образовался стратосферный пылевой пояс, просуществовавший три месяца. Однако на погоде это никак не отразилось.

Самый крупный обломок весом более полутонны погрузился на дно озера Чебаркуль и ушел глубоко в донные отложения, поэтому его удалось достать только в октябре 2013 года. Сейчас он находится в краеведческом музее Челябинской области.

Недавно российские ученые выяснили, что челябинский метеорит может содержать вещество тетратэнит, которое хранит память об истории Солнечной системы. Кроме того, ученые обнаружили необычные вещества в метеоритной пыли. Некоторые из них похожи на те, что образуются при извержении земных вулканов. Раньше подобных веществ в метеоритной пыли не находили.

"Мы оказались беззащитны перед локальными катастрофами, вызываемыми метеоритами, схожими по размеру с челябинским болидом", - сказал сотрудник кафедры астрономии и геодезии Уральского федерального университета Павел Скрипниченко.

После падения Челябинского метеорита заговорили о разработке программы, которая могла бы защитить Землю от небесных тел. Одним из первых о создании и внедрении космической программы заявил глава МЧС РФ Владимир Пучков. Он сообщил, что вместе с американскими коллегами российские спасатели намерены развернуть сотрудничество в области создания системы защиты от астероидно-кометной опасности.

Потом с инициативой выступил Роскосмос, заявивший о планах создать астрометрическую обсерваторию на Луне. Соглашение о совместном развитии данного проекта было подписано в 2013 году главой космического агентства Олегом Остапенко и ректором Казанского федерального университета (КФУ) Ильшатом Гафуровым.

Член комитета по метеоритам РАН, профессор Уральского федерального университета Виктор Гроховский отметил , что спустя три года большинство из озвученных выше проектов так и остались проектами.

"Основная проблема - отсутствие нужного финансирования. Все это - затратные проекты, на реализацию которых нужны десятки миллиардов долларов. Их реализация может затянуться на столетие. Поэтому пока есть только планы, но нет практической реализации программ, озвученных ранее МЧС и Роскосмосом", - сказал он.

По словам ученого, создание программы защиты от кометной, астероидной и метеоритной угроз активно обсуждаются в органах власти.

"До падения челябинского метеорита этому вопросу власти слабо уделяли внимание. Однако когда все столкнулись с реальной опасностью, ситуация кардинально изменилась. По сути, челябинский метеорит превратил фантастику в прикладную науку. И это главное. Да, когда речь заходит о финансировании таких программ, нам часто говорят, что есть более насущные проблемы, и средства нужно направить туда. Главное, что есть понимание, что надо создавать космические программы по безопасности. Когда экономическая ситуация улучшится, думаю, начнется практическая реализация ранее озвученных проектов", - сказал ученый.

Инженер-конструктор специального конструкторского бюро имени Макеева Григорий Позин считает, что это может произойти уже через три года. Столько времени понадобится, чтобы создать систему, которая поможет обнаруживать аналоги челябинского метеорита за семь-восемь часов до их сближения с Землей. В настоящее время ученые не могут делать таких прогнозов. Однако на реализацию этого проекта требуется несколько десятков миллиардов долларов. Поэтому Позин предлагает реализовывать этот проект с коллегами из Европы и США.

"Американские коллеги могли бы наладить систему наблюдения за метеоритами в космосе. У них такой опыт имеется. Мы бы наладили механизм защиты от небольших метеоритов. Пути для кооперации есть. Думаю, через несколько лет данная система будет разработана, и мы приступим к ее практической реализации", - заявил российский ученый.