16 мая 2016, 12:29

Шрамы, которые война оставила на лице Москвы

Читать 360tv в

-

Великая Отечественная война коснулась жизни любой семьи в Советском Союзе. Она осталась в памяти о погибших, воспоминаниях о пережитом и полученных ранах. Не миновала эта судьба и столицу нашей страны, Москву, на лице которой тоже остались шрамы войны. Враг не смог взять ее штурмом, как ни стремился к этому. Его остановили всей страной практически на пороге, у самых дверей города. И все же война пришла в Москву, на ее улицах гибли люди, рушились и горели здания. Телеканал "360" попытался узнать, какие следы оставили в Москве вражеские бомбы.

Реклама

Первый налет

Фото: Public domain

Первый налет немецкой авиации на город состоялся уже через месяц после начала войны - 22 июля 1941 года. Он не смог застать москвичей врасплох, к нему готовились загодя и встретили достойно. Врага атаковали истребители ПВО и зенитные орудия, которым помогали прожекторные батареи и заградительные аэростаты. Из 220 бомбардировщиков, кравшихся к Москве в ночном небе, было сбито 22. К столице сумела прорваться лишь часть воздушной армады, остальные вынуждены были сбросить бомбы в подмосковные леса и поля и лечь на обратный курс.

И все же налет не прошел без потерь. В то время Москва, особенно ее окраины, почти на половину состояла из деревянных домов или зданий с деревянными перекрытиями и перегородками. Зная это, немецкое командование использовало при налетах преимущественно зажигательные бомбы, способные вызвать крупные пожары, надеясь буквально сжечь город. Бороться с вихрем огня в условиях деревянной застройки было делом нелегким. Несколько сотен мелких "зажигалок" стали причиной возникновения 1166 очагов пожаров в городе. Загорелись деревянные бараки на Хорошевском шоссе и на Шелепихе, военные склады на Волочаевской улице, хлебозавод и пакгаузы на Грузинском валу, несколько других небольших фабрик, заводов и жилых построек. В Трубниковском переулке огонь охватил несколько стоящих рядом домов. Большие разрушения были на платформе Подмосковная, где сильно повредило около 100 метров железнодорожного полотна, уничтожило 19 груженых вагонов, вывело из строя электросеть и телефонную станцию. Больше всего досталось железнодорожным путям возле Белорусского вокзала. Там горели десятки вагонов с деревом, хлопком, боеприпасами и продуктами. Однако к утру все пожары были потушены. В результате первого налета пострадали 792 человека, 130 из которых погибли.

Фугасные бомбы

Фото: Public domain

В Москве отреагировали на практику применения противником зажигательных бомб. Началось быстрое обучение местной противопожарной обороны борьбе с ними, стали обрабатывать дома несгораемым покрытием, на чердаках и во дворах устанавливали различные емкости с водой для тушения и ящики с песком. Были созданы и системы резервного водоснабжения, для чего использовали артезианские скважины, а также ближайшие реки и водоемы. Все последующие налеты вызвали гораздо меньше пожаров в городе, и надежды немецкого командования на "зажигалки" так и не оправдались.

Но вражеские самолеты, кроме зажигательных, использовали и тяжелые фугасные бомбы. Их немцы старались сбрасывать на наиболее важные военные и промышленные объекты. И, хотя доля их была невелика, они стали причиной серьезных разрушений. Повреждения трамвайных путей, линий электропередачи и подземных коммуникаций москвичам удавалось восстанавливать быстро, но в городе были заметны разрушенные дома.

Фото: Public domain

Практически полностью одна из таких бомб уничтожила здание театра имени Вахтангова на Арбате. Ночью с 23 на 24 июля фашистский бомбардировщик, прорвавшийся к центру Москвы, сумел попасть бомбой в фойе театра. От взрыва упала передняя стена здания, стали видны внутренние помещения и часть зала. Перестроенный старый особняк даже не стали восстанавливать после победы, возведя новый корпус на прежнем месте.

Немцы, изменив тактику налетов, начали посылать бомбардировщики мелкими группами в разное время суток и с разных сторон. Таким образом, им удавалось иногда преодолеть мощную противовоздушную оборону Москвы.

28 октября в 15 часов 35 минут из низких облаков вынырнул немецкий самолет и сбросил фугасную бомбу весом в 500 килограммов на здание Большого театра. Она падала наклонно и пробила портик здания, врезалась в фасад и взорвалась в главном фойе. В результате взрыва серьезно пострадала передняя стена, осыпались капители колонн, и рухнул карниз. Взрывной волной входные двери внесло в зрительный зал, было повреждено оформление центральной ложи, сломаны статуи муз у главного входа. На месте взрыва остались десятки убитых и раненых жителей города. Большой театр имел огромное значение для поддержания морального духа не только москвичей, но и всех советских людей, поэтому ремонтные работы начали почти сразу. Здание было восстановлено в течение 1942-1943 годов.

29 октября фугасная бомба попала в аудиторный корпус Московского государственного университета на Моховой улице. Здание было почти полностью уничтожено внутри и до конца войны смотрело на улицу пустыми глазницами окон.

Несмотря на то, что особо выделяющиеся сооружения, которые могли послужить ориентиром летчикам, покрывали маскировочной окраской, "фугаски" попадали в здание ЦК КПСС на Старой площади, Третьяковскую галерею и Казанский вокзал.

Электростанции

Фото: Public domain

В комплексе зданий Первой московской электростанции на Раушской набережной вблизи Кремля, взрывы гремели 27 раз. Немецким пилотам хорошо видны были ее трубы, высоко поднимающиеся над окружающими домами. Поначалу их хотели срезать, но вспомнили печальный опыт укорачивания труб Второй электростанции, которая стояла за Домом Правительства на улице Серафимовича. Там кирпичные трубы наполовину разобрали, и из-за этого резко упала мощность и коэффициент полезного действия котлов. При этом, число попаданий в станцию не стало меньше. Позже разобрались, что ориентиром служили не трубы, а хорошо заметная с воздуха стрелка - разветвление Москвы-реки и Водоотводного канала, находившаяся рядом. После этого в течение нескольких дней канал заставили баржами. А их палубы разрисовали изображениями крыш домов, замаскировав, таким образом, водную гладь. Придумали маскировку и для Первой электростанции, надстроив вокруг ее труб лишний этаж, который скрыл и этот ориентир.

Жилые дома

Фото: Public domain

На жилые дома фугасные бомбы падали все-таки случайно. Иногда в результате промахов по важным объектам, отмеченным на полетных картах немецких пилотов. Иногда просто потому, что взятый в клещи лучей прожекторов, бомбардировщик бросал бомбы куда попало, стремясь избавиться от тяжелого груза. Самым тяжелым по последствиям стал случай, когда фугасная бомба весом в тонну взорвалась среди жилых домов на Овчинниковской набережной. В небольших старых и ветхих зданиях в это время оказалось много жильцов, не ставших уходить по сигналу в убежище. Часть из них погибла от взрыва и сильного пожара после него. Была убита и группа местной противовоздушной обороны, которая готовилась к борьбе с привычными "зажигалками". Несколько домов были уничтожены полностью, около десяти получили серьезные повреждения. После войны на этом месте возвели огромное здание Государственного комитета по внешним экономическим связям.

Много погибших было и после попадания 27 июля фугасной бомбы в школу в Земском переулке на месте нынешнего "Парка искусств" у Государственной картинной галереи. Новенькое здание рухнуло почти полностью. Стоять остались лишь фрагменты лестничных клеток. Частично обрушились подвалы, в которых спасались от налета более 300 человек. Оставшихся в живых с большим трудом извлекли из-под обломков.

26 июля на дом № 6 по улице Двадцать пятого октября (ныне Никольская) упал сбитый вражеский бомбардировщик. Возник сильный пожар, уничтоживший здание и угрожавший соседним постройкам. Московские пожарные гасили огонь в течение нескольких часов, но спасли окружающие дома. Свободное пространство, столь не типичное для Китай-города, осталось после войны на углу улицы Двадцать пятого Октября и Куйбышевского проезда. Новый дом, который там построили, стоит чуть в глубине в память о падении вражеского самолета.

Фото: Public domain

Еще один шрам от бомбежек виден от главного входа библиотеки имени Ленина. Напротив, через Моховую улицу - два одинаково оформленных строения. Но они странно асимметричны. Один из домов намного шире другого. До войны оба корпуса были частями единого здания, средняя секция которого в 1941 году была разрушена фугасной бомбой. В бомбоубежище в подвале завалило много людей, откапывали которых несколько часов, одновременно борясь с пожаром, бушевавшим на обломках. Разрушенную часть дома восстанавливать не стали.

В огне пожара от вражеской бомбы погибло одно из лучших творений знаменитого архитектора Бове - деревянный особняк на улице Чайковского, где размещалась тогда Книжная палата. Сейчас на этом месте - огромный жилой дом № 18.

Ранение московского метро

Фото: Public domain

Многие жители и гости столицы удивляются существованию двух параллельных линий метро в центре города и наличию двух станций Арбатская и Смоленская. Это вызвано не глупостью метростроевцев и странностью русских, а тем, что 23 июля тяжелая авиабомба пробила перекрытие тоннеля неглубокого залегания на нынешней Филевской линии между "Арбатской" и "Смоленской". В самом метро пострадавших не было, но еще две бомбы упали недалеко - одна угодила в эстакаду метромоста, а другая взорвалась на Арбатской площади, рядом со входом в подземку, уничтожив недавно построенный Арбатский рынок у кинотеатра "Художественный". Пострадали более 100 человек, 60 из них погибли. На восстановление работы метро ушло двое суток. После этого было принято решение строить станции на большой глубине. Участок ветки был продублирован в 1953 году, так и появились параллельные линии. На потолке тоннеля в месте падения бомбы до сих пор виден след, заделанный еще во время войны.

В этот же день около 70 бомб упали на территории Кремля и на Красной площади. Загорелся один из корпусов больницы имени Боткина. В Кремле погибли 35 военнослужащих. Тяжелая бомба попала в здание Арсенала Московского Кремля. Были повреждены многие близлежащие постройки. Пострадало здание кремлевской комендатуры.

Одна из бомб взорвалась у Никитских Ворот возле памятника Тимирязеву. Взрыв оставил воронку глубиной 12 и диаметром 32 метра. Здесь погиб расчет зенитных орудий, были повреждены трамвайные рельсы и контактная сеть. Взрывной волной памятник сбросило с постамента.

Итоги бомбардировок

Фото: Public domain

Всего Москва пережила 134 налета, последний из которых произошел 4 апреля 1942 года.

Кроме уже перечисленного, были полностью разрушены завод "Москватоль", гараж НКВД, хлебозавод № 14, два плодоовощных комбината, склад наркомата путей сообщения. Пострадали несколько крупных московских предприятий, среди которых заводы "Серп и Молот", "Динамо" имени Кирова, ГПЗ имени Кагановича, фабрики "Трехгорная мануфактура", "Ударница", имени Сакко и Ванцетти. Подверглись бомбардировкам многие мосты, вокзалы, объекты городского и железнодорожного транспорта. Пострадало и много жилых домов, точное количество которых не известно.

По подсчетам военного времени, на город было сброшено более 1500 фугасных и около 57 000 зажигательных бомб. Взрывы и пожары унесли 2196 жизней москвичей, в больницы и госпитали города поступило около 5500 раненых. Это стоило врагу 1392 сбитых над Москвой и вокруг нее самолетов.

Александр Жирнов

Реклама

Реклама