07 мая 2015, 02:03

Руководитель сайта Стрижи.ру рассказал о тонкостях выполнения пилотажных фигур

Читать 360tv в

-

Перед вами вторая часть интервью с руководителем сайта Стрижи.ру - сообщества поддержки пилотажной группы "Стрижи" и общественной организации "Возрождение национальных пилотажных групп" Олегом Черниковым. В первой части интервью собеседник "360 Подмосковье" рассказал об истории "Стрижей".

Истребители МиГ-29 пилотажной группы "Стрижи" на военном аэродроме в Кубинке во время подготовки воздушной части военного парада в честь 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Фото: Владимир Астапкович\РИА Новости

 - Олег, скажите, пожалуйста, а кто придумывает эти трюки?

 - Я бы не называл их "трюками", есть же общепринятая терминология, это  элементы группового пилотажа, называемые фигурами высшего пилотажа. Например, петля Нестерова, косая петля, синхронные бочки, бочка в группе, боевой разворот, колокол и другие. Есть еще и рисунок строя – пилотажный порядок. Например, "ромб" основной, базовый строй группы из четырех истребителей, затем "клин" из пяти истребителей, далее "пирамида" из шести истребителей. Есть еще "стрела", "конверт". И перестроения из одного пилотажного порядка в другой прямо перед зрителями – тоже очень важный элемент сложности и красоты летной программы. Придумывает это летный состав: руководство, ведущие группы и самые опытные летчики. То есть, они сами и являются авторами всей этой картины в небе. 

Истребители МиГ-29 пилотажной группы "Стрижи" во время праздничного шоу, посвященного дню рождения пилотажной группы "Стрижи". Фото: Владимир Астапкович\РИА Новость

 - То есть, где-то на земле все это делается, придумывается. А тренировки начинаются на земле, или сразу в небо?

 - Любое действие в небе, вплоть до мельчайших подробностей, все сначала проговаривается, прорисовывается на земле. После того, как программа родилась на бумаге и была утверждена, летчики, которые летают в основном составе группы, ее проходят друг за другом "пешим по-летному", есть такое выражение. То есть, перед вылетом летчики ходят по земле друг за другом, так же как стоят рядом в строю истребителей. Ведущий летчик – впереди, слева - левый ведомый, справа - правый ведомый, хвостовой сзади и так далее.

 - Чтобы друг друга чувствовать?

- Да, совершенно точно, именно таким образом они и стоят рядом, как и в воздухе, в такой же относительной близости. Ходят рядом друг с другом, ведущий показывает и проговаривает маневры, так же как и в воздухе перед любым маневром, дается команда на его выполнение. И они ходят друг за другом таким строем, это называется "пешим по-летному". Даже делают характерные движения руками, как бы держащими ручки управления самолетом. Соло-пилотажники также самостоятельно готовятся к своей программе, выполняя проход на земле по воображаемому рисунку пилотажа, с маневрами. Эта особенность присутствует у всех пилотажных групп, все в мире так делают. 

Истребители МиГ-29 авиационной группы высшего пилотажа "Стрижи" на авиационном фестивале "Крылья Пармы" на военном аэродроме ЦВО "Сокол" в Перми. Фото: Павел Лисицын\РИА Новости

 - Чем наши элементы пилотажа и пилотажные группы отличаются от иностранных? Есть какие-то принципиальные отличия? 

- В мире пилотажные группы летают на разных самолетах, но на фронтовых МиГ-29 летают очень мало пилотажных групп, если говорить об иностранных коллегах наших "Стрижей". Есть малайзийская пилотажная группа "Smoke Bandits", "Бандиты с дымком" или "Дымные бандиты" (из-за особенностей двигателей РД-33 – движок дымноват), они летают на МиГ-29 в основном ромбом, четырьмя самолетами. Похожий на наш рисунок строя, похожие фигуры, но отличие от нас очевидно. Наши красивее сами по себе, у них окраска "боевая" серая с черным, а у нас демонстрационная, с 2003 года бело-красно-синяя с птичьей "стрижиной" темой, это самая лучшая окраска в мире для пилотажной группы.

Все о пилотажной группе "Стрижи"

 - Олег, а принципиально тяжелее на МиГах исполнять такие элементы?

- Чем на тренировочных самолетах? Да, тяжелее, потому что в основном пилотажные группы работают на учебно-тренировочных машинах, они и топлива едят поменьше, и в управлении легче. Хотя по аэродинамике и тяговооруженности везде есть свои особенности.

Истребители МиГ-29 авиационной группы высшего пилотажа "Стрижи" на авиационном фестивале "Крылья Пармы" на военном аэродроме ЦВО "Сокол" в Перми. Фото: Павел Лисицын\РИА Новости

 - Наверное, там и скорости чуть-чуть поменьше должны быть?

 - Вопрос о скоростях – относительный, потому что скорость выполнения фигур высшего пилотажа должна быть у всех пилотажных групп примерно одинаковой, если это групповой пилотаж. Почему? Потому что и летчикам труднее удержаться в строю на высоких скоростях, и зрителям нужно всю демонстрационную программу показывать так, чтобы они успели буквально разглядеть качество фигур и четкость строя. Поэтому и существуют "пилотажные коробочки", которые выстраиваются с учетом направления зрения зрителей, выстраивается на авиа-шоу. Тем самым такой пространственный куб, в который и "укладывают" все фигуры высшего пилотажа, ограничивает пространство для маневров. И здесь очень важна и скорость, и высокая маневренность истребителей, если это истребители. Если это учебно-тренировочные машины, то они более "широкие" по пилотажу, они не могут так резко сманеврировать. Но в наших МиГах особенность такая, что самолет "шустрый", поэтому чем ближе групповой пилотаж к одиночному, тем интереснее это смотрится. Пилотаж "Стрижей" и должен выполняться почти в манере одиночного истребителя МиГ-29 – динамично, резко, быстро, с форсажными элементами. Средняя скорость при выполнении фигур, 500-км/ч. Это средняя. Есть элементы, выполняемые на 300 км/ч, есть выше по скорости проходы (700-800 км/ч).

Участник пилотажной группы "Стрижи" во время празднования дня Военно-воздушных сил в Липецке. Фото: Артем Житенев\РИА Новости

 - Тяжело ли исполнять эти элементы над городом? Просто обычно на авиа-шоу типа МАКС, в поле, наверное, проще. А над городом? 

 - Если этот вопрос связан с предстоящим Парадом, то над городом основная задача – это выдерживание строя и временных рамок. Фигур пилотажа, выполняемых над городом во время парада, их же нет. Есть пролет строем, точное выдерживание рисунка строя. Так делается на любом авиа-шоу, и над городом то же самое. Единственная разница - это большая ответственность летчиков, так как они перед первыми лицами государства, а на телеэкранах перед всей страной вообще. И здесь важно четкое исполнение ведущим группы временных параметров. Тут вопрос для ведущего (и штурмана) в точном пролете по времени. И выдерживание рисунка строя – для ведомых. Но это обычная задача летчика-пилотажника. Если летать приходится над городской застройкой, над площадями или набережными, в принципе отличий тоже нет, так как минимальная высота всегда больше максимально высоких зданий или сооружений в месте показа. Задача ведущего в этом случае – точно выводить группу перед зрителями для показа элементов пилотажа в максимально выгодном ракурсе.

О том, что готовят "Стрижи" к 9 мая, читайте в третьей части интервью "360 Подмосковье".

Реклама

Реклама