16 мая 2018, 03:10

В США умер один из родоначальников «Новой журналистики». Вспоминаем, чем знаменит писатель Том Вулф

Читать 360tv в

В США на 89 году жизни от пневмонии скончался американский журналист и писатель Том Вулф. Этот человек, начавший творить в середине прошлого века, изменил облик журналистики, добавив в нее гораздо больше эмоций и свободы, за что получил титул родоначальника «Новой журналистики». Кроме того Вулф является одним из самых популярных писателей в США, его книги всегда печатались огромными тиражами, а многие известные люди не раз признавались в любви его стилю.

Человек в белом костюме переизобрел технику журналистского творчества. За свою карьеру он не раз обращался к описанию разных социальных групп, знакомя американскую публику с уникальными членами общества, будь то хиппи, астронавты, банкиры или обитатели студенческих общежитий. Каждый раз принимаясь за расследование, Вулф максимально погружался в среду, что позволяло ему внести в сухие репортерские тексты больше эмоций.

Реклама

Продолжатель традиций американских классиков литературы первой половины двадцатого века, он привнес в журналистику палитру ярких красок и выразительных языковых средств. Вулф отказался соблюдать негласное правило, царившее в профессиональном сообществе, что журналист должен сторониться выражать собственное мнение. По его мнению, максимальной объективности в освещении тех или иных явлений можно было добиться с гораздо большим успехом, делясь с читателями собственной позицией, передавая ее в языке.

Автор 15 книг, как художественных, так и публицистических, подарил американской культуре ряд труднопереводимых на русский язык фразеологизмов. Другой известный американский писатель, Курт Воннегут не раз называл Вулфа гением за его яркие описательные средства и уникальные конструкции, в которых отражались особенности изображаемых персонажей, включая их манеры и жаргон.

Современники Вулфа далеко не всегда поощряли свободу творчества, в которой журналист доходил до экспериментальных порогов, трудных для обывательского восприятия. Описывая отдельных персонажей, он не стеснялся прибегать к иронии, за счет чего его тексты получались объемными и запоминающимися.

Во-многом именно благодаря Вулфу мы можем сегодня открыть глянцевый журнал и погрузиться в чтение атмосферных репортажей, создающих в воображении живой мир образов. Сам писатель называл себя реалистом. По его мнению «каждый, кто берет в руки перо, должен встать из-за стола и отправиться самостоятельно изучать вещи, о которых у него нет представления».

Карьера Вулфа началась в 1963 году, когда он отправился в Калифорнию, чтобы написать об автомобилистах зарождающегося движения мастеров, увлеченных тюнингом машин. Подобравшись к дедлайну, так и не собрав необходимого объема материалов и получив от редактора предупреждение что тема уходит к другому автору, он буквально за одну ночь написал 49 страниц «Конфетнораскрашенной апельсиннолепестковой обтекаемой малютки», рассказа, который спустя два года вошел в сборник эссе.

Порывая со строгими языковыми правилами, он перекраивал слова и языковые конструкции, что у снобов вызывало раздражение, в то время как открытые ко всему новому люди видели в этом смелость и оригинальность автора. Как отзывались о нем коллеги, «Том делал со словами примерно то же самое, что французские импрессионисты делали с цветом».

Ежедневно исписывая по 10 листов, оставляя между строками тройной промежуток для последующих правок, Вулф никогда не считал работу писателя легким занятием. «Это сложнейшая в мире работа. И максимум, на что вам стоит рассчитывать, в случае успеха, это на то, что кто-нибудь поаплодирует вам».

Вулф родился в Ричмонде в 1931 году. Позже он учился в Университете Ли, где помогал редактору студенческой газеты. В 1957 году будущая звезда журналистики получил докторскую степень в Йеле по Американистике. Разослав резюме сразу по 53 газетам, он устроился в издание Springfield Union в Массачусетсе. Позже он скажет, что самым трудным в его жизни было позвонить отцу и признаться в том, что он не собирается становиться профессором, а вместо этого намерен стать репортером. «Мне нравился ковбойский дух журналистики. Идея, что это не самая престижная профессия, но при том невероятно захватывающая», — говорил он, вспоминая свое прошлое.

Спустя какое-то время, сменив несколько газет, он устроился в New York Herald Tribune, после чего начал носить кремовый костюм. «Ходить в белом — это была моя форма безвредной агрессии против нью-йоркцев, не привыкших видеть человека в белом зимой». Попытка выделиться среди окружающих принесла ему преимущества и в том, что касалось его рабочей деятельности. «Когда люди видят, что вы чужак для большинства, аутсайдер, они охотнее рассказывают вам о себе».

Создавая живые материалы и экспериментируя с языком, он стал одним из пионеров Новой журналистики, направления, известными представителями которого являются такие журналисты и писатели как Хантер С. Томпсон, Норман Мейлер и Джоан Дидион. «Мне казалось, что я делаю в журналистике то, что до меня никто не делал», — признавался Вулф. Его материалы выходили в известных журналах Rolling Stone и Esquire. Несмотря на то, что в политических вопросах он оставался скорее консерватором, редакторы либерально-направленных изданий охотно работали с ним, высоко оценивая талант писателя.

В семидесятых Вулф написал книгу об американской космической программе «Битва за космос», которая была экранизирована и получила много наград. Спустя какое-то время автор решил обратиться к художественной литературе и написал «Костры амбиций», где несмотря на литературные приемы продолжал наблюдать за реальным миром — за бурлящим котлом Нью-Йорка, где жизнь бьет через край. В 1986 произведение было признано бестселлером, по нему также сняли фильм. В последующие годы из-под пера писателя вышли и другие работы: «Я — Шарлотта Симмонс», «Голос крови» и «Мужчина в полный рост».

Прежде Вулф не раз критиковал художественную литературу, а потому когда он сам ступил на эту почву, критики разносили его творения до основания. И несмотря на это он продолжал писать. Один из его друзей позже сказал: «Он был писателем, который поносил других авторов, а затем стал сам писать в привычных для них жанрах. Он знал, что его будут ругать за это, но его это не страшило. Его месть в их отношении заключалась в том, что пока они оставались безвестными, книги Вулфа становились бестселлерами».

Авторы:

Реклама

Реклама