Как Великое наводнение испытало москвичей в Страстную неделю 1908 года | 360°

29 апреля 2016, 11:26

Как Великое наводнение испытало москвичей в Страстную неделю 1908 года

Читать 360 в

-

Нынешнего москвича трудно напугать наводнением. Этот термин напомнит ему большие лужи из-за засорившейся ливневой канализации. Но еще в прошлом веке в городе случались настоящие бедствия, вызванные бурным разливом Москвы-реки. Как произошло одно из них, попробовал разобраться телеканал "360", изучая старые газеты и воспоминания очевидцев.

Реклама

По записям жителя столицы Юрия Бахрушина, весна 1908 года выдалась очень теплой. Снег, обильно накопившийся за суровую зиму, начал стремительно таять. Не дождавшись окончания ледохода, вода в Москве-реке начала прибывать. Уже в Великую Среду в городе появились слухи о том, что в Подмосковье затоплено несколько деревень.

Первый день наводнения.

"Вечером мы отправились смотреть на ледоход. Перила Краснохолмского моста были облеплены народом. Мост скрипел и вздрагивал под напором быстро мчавшихся огромных льдин. У набережной не залитым оставался лишь один камень. Льдины, как причудливые водяные чудовища, налезали друг на друга, ныряли, поворачивались и стремительно мчались по течению", - пишет Бахрушин.

Уже утром по Валовой улице, где жила его семья, поплыли лодки и наспех сколоченные плоты с встревоженными людьми и их домашними вещами. Наводнение началось вечером 23 апреля, а ночью вода уже вошла на улицы города.

Бережки во время наводнения. 

"Дядя Василий был разбужен шумом бегущей воды. Он поднялся и вышел в коридор полуподвального помещения. Пол был весь залит водой. В уборных из унитазов фонтаном била вода", - описывает происходящее Бахрушин.

Потоп

Первый Дрогомиловский переулок.

Почти пятая часть Москвы погрузилась в воду. Люди начали сооружать баррикады, перегораживая путь воде во дворы. Но настоящее бедствие было еще впереди. Оно выпало на Страстную пятницу. В этот день уровень Москвы-реки поднялся на девять метров. Кадашевская и Болотная набережные были залиты вместе со всеми улицами и переулками. Все пространство между Пятницкой и рекой, весь район Зацепы, Бабий Городок, Дорогомилово, Лужники затопило. Пострадала Даниловка и линия Павелецкой железной дороги. На вокзал можно было пробраться до шести часов вечера, затем вода начала переворачивать экипажи, и городовые перекрыли движение. Последний вечерний поезд тронулся с трудом, поскольку колеса не цеплялись за рельсы. Паровозу удалось выбраться со станции, лишь сдав назад и разогнавшись. Он рассекал воду, словно пароход. После этого все поезда отменили. В городе наспех сооружались плотины из земли и навоза. Окна в нижних этажах забивали досками и засмаливали. Успели спасти Третьяковскую галерею, оградив ее небольшой стеной из кирпичей. Странно и страшно выглядела река между Москворецким и Каменным мостами. Ярко освещенные электрическими фонарями, тонули в воде стены Кремля. Москва стала похожа на Венецию. Только серенад не было слышно. По реке проносило бревна, иногда - целые избы, сорванные с якорей баржи.

Вид на Кремлевскую набережную. 

Начались ограбления затопленных домов, которые покинули люди. Грабители сновали по городу в лодках и отдирали доски на окнах нижних этажей. В столице раскупили все недорогие товары. Особенным спросом пользовались лампы и керосин, поскольку остановилась электростанция, и Москва погрузилась во мрак. Были и человеческие жертвы.

"У Краснохолмского моста с баржи пароходного общества "Ока" упал рабочий Захаров. Сильным напором воды его быстро унесло, и спасти несчастного не удалось", - писала газета "Ранее утро".

Последствия

Вид на Берсеньевскую набережную.

Такого наводнения Москва не помнила с 1854 года. В результате бедствия пострадало более 1500 домов. Огромные убытки понесли предприятия. Владелец сахарного завода Гепнер отказался вывозить за предложенные четыре тысячи рублей товар со складов. В результате он потерял более семи миллионов, а вода в Москве-реке была сладкой в течение целого дня. Затем она окрасилась в желтый цвет - это смыло запасы краски на затопленном химическом заводе Ушакова. Схлынув, вода оставила окрашенной нижнюю часть домов по Берсеневской набережной. По реке плыло много ящиков с пряниками и печеньем, вымытых из подвалов фабрики Эйнем возле Бабьегородской плотины. На винном Соленном дворе погибли склад изданий городского управления и ценная коллекция книг.

Бедствие закончилось к Пасхе. Москву начали приводить в порядок. Собирали деньги на помощь жителям затопленных районов. В Большом и Малом театрах с аншлагом прошли благотворительные спектакли в пользу пострадавших от наводнения. Очень тяжело при наводнении пришлось жителям бедных районов. Многие, особенно дети, страдали без пищи и одежды.

Берсеньевская набережная во время наводнения.

Восстановили электрическое освещение. Газеты отметили, что только теперь проснулось московское отделение общества спасания на водах, вывесив на мостах новые круги с крепкими веревками. С улиц города начали откачивать воду пожарные бригады и нанятые для этого рабочие. В магазинах разбирали товары. Подмокшие тут же выставлялись на распродажу с большими скидками.

Кто виноват

Кремль.

Метеорологи обвинили через столичные газеты в причиненных наводнением убытках городскую управу. По наблюдениям метеорологических обсерваторий потоп ожидался, поскольку снега выпало за зиму почти втрое больше обычного. Холодная погода задерживала его таяние до конца марта. В первых числах апреля на метеорологической станции Москвы стали получать телеграммы со всей России о резком потеплении. Ожидалось, что весь снег растает в течение нескольких дней. Но городские власти не принимали мер к предупреждению бедствия. Лишь кое-где в газетах появились маленькие заметки со слов метеорологов об ожидающейся большой воде. Не было не только предупреждений жителей, но даже известий официального характера в газетах. 

Помощь

Пречистенская набережная. Вид с Крымского моста. 

"Московский генерал-губернатор всеподданнейше донес Его Императорскому Величеству Государю Императору о постигшем население города Москвы и Московской губернии бедствии от наводнения. Вчера министр финансов уведомил, что во исполнение Высочайшего повеления 17 сего апреля предложено по телеграфу московской казенной палате отпустить в распоряжение генерал-губернатора кредит в 50 000 рублей на оказание пособий от имени Его Императорского Величества населению, пострадавшему вследствие наводнения", - писала газета "Голос Москвы".

Власти столицы направили 16 тысяч из них на помощь жителям города, а 34 тысячи - пострадавшим в Московской губернии.

65 тысяч пожертвований собрали биржевое и купеческое общество Москвы. Полученные от них средства тоже разделили. Семь тысяч было передано в губернский комитет, остальное потратили на поддержку москвичей.

 

Александр Жирнов

Реклама

Реклама