16 августа 2017, 08:11

Как ученые искали связи с инопланетянами

Несмотря на полное отсутствие доказательств существования внеземных цивилизаций, ученые постоянно размышляют о способах контактов с инопланетянами, надеясь, что когда-нибудь они все-таки понадобятся. Как же человечество собирается связаться с представителями других миров?

Еще в XIX веке австрийский ученый Йозеф Литров, по слухам, предложил создать в пустыне Сахара кольцевой рисунок из рукотворных каналов, наполнить их керосином и поджечь, для того чтобы инопланетяне смогли узнать о существовании разумной жизни на Земле. Примерно тогда же немецкий математик Карл Фридрих Гаусс, страстный поклонник геодезии, предложил подать сигнал, вырубив часть тайги в Сибири в форме огромного треугольника и засеяв его рожью. Оба ученых считали геометрические формы лучшим вариантом передачи сведений о себе в космос.

Позже Гаусс, а за ним и французский изобретатель и поэт Шарль Кро предложили использовать для связи с инопланетянами свет. Первый изобрел гелиоскоп, подающий световые сигналы на большие расстояния, а второй задумал создать гигантское параболическое зеркало, направляющее солнечные лучи к Марсу, где, по его мнению, существует разумная жизнь. Романтик даже обратился с такой просьбой к правительству Франции.

В начале 1970-х годов NASA отправило в космос два беспилотных зонда — «Пионер-10» и «Пионер-11». Аппараты должны были изучать Юпитер и Сатурн, но также несли на бортах специальные пластины из анодированного алюминия для инопланетян. Послания содержали изображения атомов водорода, карту Солнечной системы, на которой было указано, с какой планеты стартовал зонд, а также рисунок мужчины и женщины, приветствующих представителей внеземных цивилизаций. Авторами своеобразного письма, подкрепленного математическими данными в виде геометрических фигур, стали астрономы Карл Саган и Фрэнк Дрейк. Ученые были уверены, что по этим картинкам можно будет составить достаточно полное представление о человечестве. Связь с аппаратами была потеряна в начале 2000-х годов, и мы, возможно, никогда не узнаем, получили ли далекие цивилизации привет с Земли.

Также в 1970-х была предпринята попытка установить контакт с инопланетянами при помощи радиосигналов, которые меньше, чем свет, подвержены влиянию космических частиц и обладают большей длиной волны. Оптимистично настроенные Дрейк и Саган зашифровали в сообщение из 1679 цифр формулу ДНК, атомные числа кислорода, водорода и ряда иных элементов, а также числовую последовательность 1−10 в двоичной системе. Это послание было передано 16 ноября 1974-го года в течение 169 секунд из обсерватории Аресибо в Пуэрто-Рико в направлении шарового звездного скопления М13, удаленного от Земли на расстоянии в 25 тысяч световых лет. Даже нашим далеким потомкам не суждено получить ответ, поскольку ждать его придется 40 тысяч лет.

Не оставляло попыток и NASA, которое в 1977 году оснастило «Вояджер-1» и «Вояджер-2», отправлявшиеся для исследования к дальним планетам Солнечной системы, пластинками из золота. На нихй были записаны звуки земной природы, различные слова из языков народов мира, музыкальные композиции и несколько изображений, рассказывающих о нашей жизни. Автор идеи — все тот же Карл Саган — предложил изобразить на дисках схему иглы для воспроизведения содержимого, способ преобразования видеосигналов, а также скорость проигрывания пластинки. Сейчас оба «Вояджера» удалились на рекордные расстояния от Земли, и вышли за пределы Солнечной системы в межзвездное пространство, но пока не передали сигналов о встрече с инопланетянами.

История науки и псевдонауки знает еще множество различных попыток связаться внеземным разумом, но пока, к сожалению для оптимистов, контакта с инопланетянами у человечества не было. Время от времени уфологии заявляют о различных сенсациях, однако ни одна из них не может рассматриваться всерьез.

Недавно энтузиасты поиска следов внеземной жизни на нашей планете сделали очередное открытие, обнаружив на склоне вулкана Адамс замороженное тело гигантского пришельца.