20 июня 2019, 12:15

«Хотим, чтобы он стал точкой притяжения». Памятник Ту‐144 установят в Жуковском в августе

Читать 360tv в

В Жуковском установят памятник самолету Ту-144. Сейчас над авиалайнером завершают реставрационные работы и готовят его к транспортировке на место. Один из немногих самолетов сверхзвуковой гражданской авиации будет жить на улице Туполева.

«Это единственный самолет у нас в стране, у которого основной режим полета, крейсерский режим, проходил на сверхзвуковой скорости. И в то же время на высоте 15-18 километров, где ничего, по сути, не летает», — говорит обслуживающий специалист Ту-144 Алексей Амелюшкин.

Идея создать сверхзвуковой самолет для гражданской авиации родилась в 60-х годах. Тогда британо-французские конструкторы уже работали над «Конкордом», чуть позже в конструкторском бюро Туполева приступили к работе над Ту-144.

«Это действительно легенда. Здесь было очень интересно всем: конструкторам, инженерам, техникам», — рассказывает Алексей Амелюшкин.

Его хотели использовать почти как телепорт. Полеты в Хабаровск, Гавану, Токио стремились сделать короче в разы. Самолет в Жуковском был последним из 144-х, использовался как летающая лаборатория для исследований NASA.

«Все системы здесь выстроены очень продуманно. Системы кондиционирования на одной стороне, топливные баки на другой. 14 топливных баков, вся система работает с этого пульта», — говорит обслуживающий специалист Ту-144 Алексей Амелюшкин.

Чем могли обеспечить этот борт тогда — всем обеспечили. Даже установили автопилот на взлет и посадку, чего не было почти ни на одном советском самолете. Да и все остальное было сделано специально для него. Но у самолета были и очевидные минусы. Возможно, из-за холодной войны его стремились сделать максимально быстро. Потом произошла катастрофа на авиасалоне под Парижем.

После этого фиаско стало значительно сложнее продвигать идею сверхзвуковой гражданской авиации. На первый план стал выходить очевидный минус не только Ту-144, а вообще сверхзвука: безумная дороговизна во всем.

От сверхзвуковой гражданской авиации полностью отказались в 2000-х годах. Тогда же один из своих последних полетов совершил и Ту-144 в Жуковском. Теперь этот самолет, с бортовым номером 77-115, готовят к тому, чтобы сделать памятником. После завершения работ машину транспортируют на место.

«Памятник мы установим в августе. Хотим, чтобы он стал точкой притяжения, туристическим местом, которое будет привлекать туристов не только из Москвы, но и со всей России», — сказал председатель совета фонда «Легенды авиации» Михаил Агафонов.

В планах у организаторов — создать лучший памятник такого типа в стране. После установки внутри хотят сделать интерактивный музей, а вокруг самолета уютный сквер.

Реклама

Реклама