"Если нужно кричать "Путин велик!", то я буду кричать" - Герман Клименко | 360°

26 декабря 2015, 13:43

"Если нужно кричать "Путин велик!", то я буду кричать" - Герман Клименко

Читать 360 в

-

22 декабря президент РФ Владимир Путин предложил главе Института развития интернета (ИРИ) и основателю LiveInternet Герману Клименко стать его советником по развитию интернета. На следующий день Клименко дал свое согласие, пишет ТАСС . Объяснил бизнесмен это тем, что "от такого предложения не отказываются". Телеканал "360" собрал 10 цитат советника президента, отношение к которому в российском интернет-сообщество можно назвать неоднозначным.

Реклама

До 2014 года, когда был запущен новостной агрегатор MediaMetrics, Клименко в своих интервью отношений индустрии с властью почти не касался. Единственное исключение - предложение "запретить зарубежные социальные сети", которое предприниматель якобы озвучил во время круглого стола "Диалог государства и общества через интернет. Возможно ли общение на новом уровне?", состоявшегося в 2012 году. Сильно на Клименко повлиял конфликт в 2014 году на Украине. Тогда он дал большое интервью "Газете.ру" на тему государства и интернета.

Я понимаю, чего хочет власть. Google за прошлый год удовлетворил 30 тысяч запросов американских правоохранительных органов и ни одного - наших. А наши интернетчики сколько и чьих запросов удовлетворили? <…> Виртуальная реальность породила историю, когда у Google, Facebook достаточно большой объем бизнеса в России, но нашим органам они не подчиняются. Конечно, эти органы - отвратительные, кровопийцы. Но мы же сейчас не об этом, а о том, что, придя на чужую территорию, ты должен соблюдать закон.

В этом же интервью он заявил, что ограничения свободы слова его не пугают.

Меня вот беспокоит, что в большой сети кафе убрали из меню запеканку с ягненком. А читают ли меня правоохранительные органы, меня не очень беспокоит. У меня нет прогноза на "плохо". <...> И вот мы читаем новости, формируем представление о том, что происходит, из новостного потока и делаем вывод: кошмар. А если взять обычного, невовлеченного человека, который примитивно ест, спит, пьет, беспокоится о том, какую запеканку кушает, то для него с каждым годом, извините, действительно становится все лучше и лучше.

В августе 2014 года РБК выпустил большой материал о том, как агрегатор "Яндекс.Новости" противостоит Администрации президента в попытке контролировать выбор материалов. Клименко, на тот момент уже запустивший свой агрегатор Mediametrics, тогда рассказывал о том, почему он отказался публиковать на нем украинские информационные ресурсы.

Я - мещанин. Если для того, чтобы в холодильнике была черная икра, нужно кричать "Путин велик!", то я буду кричать.

Также в 2014 году Клименко неоднократно высказывался в поддержку критиковавшегося тогда закона о регистрации блогеров и даже сделал для его реализации специальный сайт. В интервью "Дождю" он признался, что изменений в отрасль закон не внесет.

Все равно же нельзя ругаться матом, все равно же нельзя оскорблять своих товарищей, все равно же это подпадает под административный кодекс. Поэтому на текущий момент удивительно, что наши законодатели вообще об этом задумались.

В апреле 2015 года при поддержке Администрации президента, РАЭК и Фонда развития интернет-инициатив Клименко запустил Институт развития интернета, который поставил своей целью в том числе "налаживание диалога с властью между всеми участниками экосистемы интернета". В интервью "Эху Москвы" бизнесмен утверждал, что уровень контроля государства над интернетом незначительный.

Теперь возникает большой вопрос, а чем интернет заслужил такое чудеснейшее нежное отношение государства, чтобы оно вообще туда не вмешивалось? <...> В интернете счастье, свобода, как это называется "перебеги поле", полная анархия. И  уровень этого урегулирования, я бы сказал, очень слабенький, не очень сильненький.

Уже после поступившего предложения стать советником, Клименко рассказал "Дождю",почему, по его мнению, мессенджер Telegram, на протяжении года подвергавшийся нападкам властей, может быть закрыт.

Надо четко признавать, что признавая полную анонимность и не сотрудничество зарубежной компанией с правоохранительными органами нашими, мы по сути, помогаем преступникам <...> Я уверен, что Telegram либо будет сотрудничать, либо будет закрыт. Его однозначно попросят открыть коды доступа и в Америке, и во Франции, и в Германии, и он либо откроет, либо будет закрыт.

В разговоре с "Ведомостями" он отметил, что постарается препятствовать дальнейшему ограничению интернета.

Это не значит, конечно, что всегда будет побеждать точка зрения людей, что называется, либеральных. Но я уверен, что это нормальный путь по крайней мере к диалогу с государством.

Клименко уверен, что закону о хранении персональных граждан россиян на территории РФ должны подчинятся все компании.

Если Mail.Ru по запросу правоохранительных органов выдает переписку своего пользователя, то компания Google должна по тому же запросу сделать то же самое. Если Google этого не делает, то ему надо уйти с нашего рынка. В противном случае компания Mail.Ru страдает, потому что люди от нее уходят. <...> Данные - это те же деньги, кстати. Я готов поспорить с Натальей Касперской насчет ее идеи объявить все личные данные пользователей собственностью государства, но очевидно, что тут тоже есть ситуация неравенства. Когда разные компании, в том числе и иностранные, собирают наши данные, и мы ничего за это не получаем. Это надо выравнивать.

Клименко при этом отмечает, что он не поддерживает действия властей в отношении Rutracker.

Я не хочу лезть в саму ситуацию правообладания, хотя сам считаю, что размещение контента в Сети может сначала и понижает тиражи и походы в кино, но в дальней перспективе повышает. Я вот на Rutracker, например, смотрю старые спектакли. Их все равно нигде больше не найти.

Основную свою цель в должности советника президента Клименко видит в развитии технологий в неприспособленных под это отраслях, так как в дальнейшем место отечественных разработчиков могут занять иностранные.

У нас почти нет проблем с технологиями в более или менее новых отраслях - финансах, СМИ. В старые же отрасли вроде медицины или ЖКХ интернету "зайти" очень сложно - они таких историй очень пугаются. Видимо, нам удалось хорошо объяснить эту проблему президенту - если сейчас эти отрасли не сделать более технологичными, то условно через пять лет мы будем закупать все эти технологии за рубежом.

Реклама

Реклама