29 декабря 2015, 18:29

Епископ Тихон: "Защита своих интересов и суверенитетов - это удел России"

Читать 360tv в

-

29 декабря в столице открылся исторический парк "Россия - моя история". Выставка, размещенная в парке, рассказывает об истории князей, царей и императоров России. Телеканал "360" поговорил об экспозиции, противостоянии России и Запада и русских ценностях с викарием патриарха московского и всея Руси, епископом Тихоном. 

Реклама

- Сегодня открылась выставка "Россия - моя история". Как появилась идея этого проекта?

- Эта экспозиция создана патриаршим советом по культуре по благословению святейшего патриарха. Сейчас ведется много споров об истории, церковь всегда относилась к ней с особым вниманием. Объективность истории - это необычайно важная составляющая культуры всего народа. Поэтому мы еще несколько лет назад начали в Манеже создавать экспозиции, которые назвали "Россия - моя история". Первая экспозиция появилась в год 400-летия династии Романовых и была посвящена периоду правления Романовых, следующая - периоду Рюриковичей и третья выставка, которую мы в этом году представляли, назвалась "От великих потрясений к Великой победе". Она охватывала период с 1914 по 1945 год. И на будущий год мы готовим экспозицию с 1945 года по наши дни.

Мы выбрали особый формат, постарались сделать историю нашей страны такой, как она есть, необычайно интересной, глубокой, единой и целой. Выставка рассказывает и об истории нашей страны, и о самих нас. Ведь познакомиться со своей историей во многом значит познакомиться самим с собой. А это очень важное знакомство в жизни. 

Фото: РИА Новости/Максим Блинов

Святейший патриарх сегодня на открытии сказал очень важные слова, что мы много говорим о патриотизме. И иногда этот патриотизм бывает навязчивым, иногда скучным, искусственным. А настоящая любовь к своему отечеству начинается во многом с того, что мы узнаем его. Находим свое собственное место в истории и формируем отношение к ней. Для этого надо узнать историю как некое единство.

Я бы не сказал, что экспозиция изначально была предназначена для молодежи, но так получилось, что когда мы показывали ее в Манеже, то пятичасовые очереди выстаивали молодые люди, в возрасте 18 лет, 22-25 лет, 30 лет. Пять часов приходилось стоять, иногда под дождем. Очередь была от Манежа до бывшей гостиницы "Москва", потом змейкой до Исторического музея и дальше до Лобного места по воскресеньям. Вот такой потрясающий интерес. Это нас, конечно, вдохновило.

Выставка интерактивная, можно залезать и интересоваться историей, извлекать сведения до такой степени, когда будет уже неинтересно. Людей много, будут приходить школьники с классами, студенты колледжей, вузов. Здесь же будет молодежное кафе. Будет экспозиция "Вкусная история России от Рюрика до наших дней", где можно попробовать те блюда, которые были любимыми для наших дальних предков. Мы придумали много интересного.

- Что можете посоветовать посетителям выставки?

- Вы знаете, главное для меня и для всех моих коллег было открытие своей собственной истории. Она для нас на самом деле terra incognita [неизвестная земля]. Мы иногда даже не подозреваем, какие поразительные открытия ждут нас, когда мы углубимся объективно в путешествие по нашей истории. 

Фото: РИА Новости/Максим Блинов

- Противостояние России с Западом продолжается. С точки зрения истории, это что-то новое, или все повторяется?

- России приходилось противостоять и Востоку, и Западу. Как сказал император Александр III у России нет союзников, кроме ее армии и флота. К сожалению, это данность. Это не мы выдумали, потому что мы якобы такие закрытые или агрессивные. Некоторое противостояние, защита своих суверенитетов и интересов - это удел России. Мы вели огромное количество войн, и в подавляющем большинстве это была защита от тех или иных нашествий. В свое время каждый из князей или царей реагировал на это. Александр Невский сказал, что надо крепить оборону на западе, а друзей искать на Востоке. В то время он пришел к такому выводу. Это не фатально, потому что это не какой-то рок наш. Но в условиях, когда у каждой страны, у каждого экономического, политического, военного блока свои интересы, это надо учитывать. Мы показали это на экспозиции, по возможности максимально объективно.

- К каким ценностям сегодня должна обратиться Россия, и можно ли сегодня назвать  Россию светским государством? 

- У России есть вечные ценности. Это любовь, справедливость, доброта, семья, единство и суверенитет, независимость своей страны, поиск истины и правды, которая очень многих приводит к вере в Бога, уважение к другим культурам и жизнь с этими культурами. Эти приоритеты были и остаются. 

- На прошлой неделе протоиерей Всеволод Чаплин был освобожден от должности главы отдела патриархата по взаимоотношениям с обществом. Он говорил, что в церкви должно быть многоголосье. Вы придерживаетесь такого мнения? 

- Конечно, придерживаюсь. Всеволод Чаплин совершенно прав в том, что в церкви и должно быть, и есть многоголосие. И апостол Павел говорил об этом: должно быть среди вас разномыслие, чтобы открылись искусные. Есть старинный христианский принцип: в главном - единство, во второстепенном - многоголосие, во всем - любовь. Это древний христианский принцип, которого мы придерживались и будем придерживаться.

Фото: РИА Новости/Сергей Пятоков

- Возможна ли полемика с патриархом?

- У нас есть такой орган, в котором я, например, участвую, называется Высший церковный совет. И он создан для полемики. Возглавляет его святейших патриарх, он высказывает какие-то главные, важнейшие вопросы сегодняшнего дня, потом они обсуждаются, и идет нормальная дискуссия. Конечно, старший среди нас - патриарх. Главная ответственность и главное решающее слово, конечно же, за ним, потому что на нем и ответственность. 

Но пока не сказано это решающее слово, все обсуждают вопросы. С чем-то он соглашается, с чем-то нет. Кто-то предлагает другие варианты. В конце концов, все приходят к общему, как у нас говорят к соборному решению, и это решение формулирует святейший патриарх. И даже если я в чем-то не согласен, в частной беседе я могу сказать об этом, но мы в церкви, и мы подчиняемся этому соборному решению, которое формулирует патриарх. Я не вижу здесь никаких проблем, это обычная, рутинная, двухтысячелетняя наша практика.

 

Реклама

Реклама